Переговоры на фоне обстрелов
27 июня в Минске состоялась встреча между руководителями Народных Республик и главой политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктором Медведчуком. Напоним, что у Медведчука, как у политика, весьма обширная биография. Будучи народным депутатом Верховной Рады II, III и IV созывов, он сумел «дорасти» от вице-спикера до главы Администрации Президента Украины, хотя и занимал этот пост всего два года. Несомненным плюсом является и неплохое образование, что на украинском политическом олимпе скорее является исключением из правил. Что касается сегодняшней роли Медведчука как «переговорщика», будем говорить откровенно - в преддверие парламентских выборов это позволяет очень неплохо нарастить политический капитал.
Пока можно констатировать, что состоявшиеся 27 июня переговоры оказались гораздо более продуктивными, чем многочисленные заявления украинской власти, за которыми каждый раз не оказывается ничего, кроме лжи. Как минимум, неплохим результатом стало согласие руководителей ДНР и ЛНР передать украинской стороне 4 пленных, что, по словам Пушилина, является попыткой «сдвинуться с мертвой точки и прийти к долгожданному обмену «всех на всех»».
Другое дело, что не будем забывать — полноценный обмен пленных, запланированный на 2018 год, был сорван именно благодаря позиции официального Киева. Да и сам Пётр Порошенко на тот момент сделал всё, чтобы обмен так и не состоялся.
Чем всё закончится на этот раз — сказать пока трудно. Накануне непредсказуемых выборов в Верховную Раду возможны любые шаги и самые изощренные провокации. В любом случае, переговоры через посредника, тем более, когда против самого посредника украинской генпрокуратурой возбуждено уголовное дело «о госизмене и сепаратизме», вряд ли должны стать долгосрочным трендом.
Как заявил Глава ДНР Денис Пушилин, «только путем прямых переговоров мы можем прийти к разрешению конфликта. Ситуация сложная... Много противоречий, найти точки соприкосновения можно только за столом переговоров с учетом интереса граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, а наши оппоненты должны учитывать интересы граждан Украины".
Кроме того, он добавил, что «партия "За жизнь" (главой политсовета которой является Медведчук) вышла с инициативой, взяла на себя смелость на прямые переговоры и готова, судя по всему, взять на себя ответственность. Это, наверное, сейчас одна из партий, которая готова мирным способом решать конфликт, делать для этого конкретные шаги, а не давать пустые обещания, которые мы слышали со стороны Зеленского в рамках предвыборной кампании и от которых он открестился, придя к власти».
Что касается Главы ЛНР Леонида Пасечника, то он поблагодарил Медведчука за прямые переговоры и подчеркнул, что ситуацию в Донбассе можно решить лишь "за круглым столом". Итоги переговоров приветствовала и российская сторона, однако на уровне МИД РФ было отмечено, что обмен — это всё же вопрос прямых контактов между Киевом и ДНР. Сложно с этим не согласиться. Но как это будет выглядеть в ситуации, когда в 90% случаев этот контакт существует лишь в виде непрерывных обстрелов с украинской стороны, представить довольно трудно.
Симптоматично, что на самой Украине эти переговоры моментально назвали крайне негативную реакцию со стороны целого ряда официальных лиц, в том числе Владимира Зеленского, и это несмотря на то, что единственным фактическим итогом стало освобождение украинских военных, что казалось бы, должно приветствоваться. Иными словами, ничего, кроме лицемерия, мы пока не наблюдаем.