Как начался год для Донецка
10 лет назад Донецк в последний раз встретил Новый год в мирной обстановке. Сотни людей праздновали на площади Ленина у большой новогодней ёлки и, как принято, мечтали о счастье, строили планы и ждали, что грядущий год станет лучше уходящего. Жизнь внесла свои коррективы. Весной началась война, многие разъехались кто куда, кто-то ушел воевать, кто-то погиб, и 2014-ый стал для них последним.
Традиция встречать Новый год на площади Ленина сейчас кажется чем-то невозможным. Уже второй год власти не устанавливают новогоднюю красавицу, чтобы вокруг ёлки не собирались горожане. Скопление людей непременно привлечет внимание противника, и он ударит из имеющихся на вооружении стволов. Так и случилось, хоть и без массовых собраний дончан.
С боем курантов, которые ознаменовали начало 2024-го, прогремели первые взрывы. Снаряды рвались во многих районах Донецка. Прифронтовые, центральные, тыловые — все получили порцию украинских «поздравлений». ВСУ попали в магазинчики и детский развлекательный центр на проспекте Ильича, гостиницу «Донбасс Палас», школу №9, жилые многоквартирные дома в центре города и тыловом Буденновском районе. Повреждения получили офисный центр «Пушкинский» и кафешки на бульваре Пушкина. Досталось и зданию «Донбасс Оперы».
В прошлом году в ночь с 31 декабря на 1 января ВСУ также отправили партию снарядов в этот квадрат. Похоже, что у них появилась больная «традиция». И это только те места, куда прилетает не так часто, как в прифронтовых районах, где ВСУ регулярно еще и с беспилотников сбрасывают ВОПы. Весь день 1 января канонада не умолкала. Периодически были слышны прилеты, работа ПВО и уходящие снаряды со стороны ВС РФ.
На несколько дней военная обстановка вернулась к допраздничным показателям. Все те же обстрелы, но с меньшей интенсивностью. ВСУ вновь с ужесточением стали бить по Донецку в Сочельник. Для жителей города в этом нет никакой новости или чего-то сверхъестественного. Да, в эти дни украинские боевики особенно интенсивно бьют по гражданским объектам, массовым собраниям людей в церквях и храмах, школам и больницам. Собственно, по больнице в Ленинском районе и прилетело.
Запрещать верующим собираться в храмах в праздники бессмысленно. Не поможет. Люди все равно пойдут в церкви на службы. И тут не будет иметь значение расстояние до линии фронта, есть или нет высокая опасность обстрелов, ковид или что-либо другое. Даже если в храме не будет крыши, а до украинских позиций рукой подать — верующие проведут службу. Так было в 2016 году в разрушенном храме у Донецкого аэропорта, что уж говорить о сейчас. На Рождество дончане приняли участие в церковных службах. Люди пришли в донецкие храмы, хотя на Пасху весной 2023-его ВСУ уже обстреливали церкви в Донецке, без жертв тогда не обошлось. Даже этот факт никого не остановил.
Это касается не только религии. В праздничные дни дончане вновь пили кофе в заведениях рядом с местами новогодних прилетов, заработали магазинчики, которых минула участь их соседей, а когда выпал снег, то молодые мамочки катали своих малышей на санках по площади Ленина. Вечером 7 января посыпались первые снежные хлопья. Сыпало сутки. Снегопад накрыл город вместе с соответствующими проблемами, вроде затрудненного передвижения по городу, ограниченного количество автобусов и троллейбусов на маршрутах. По городу каталась спецтехника, но она не справлялась с объемами выпавшего снега. Никуда не делись привычные трудности по типу отсутствия воды или перебоев связи. А звуковым фоном всему этому была канонада.
В таком состоянии Донецк живет без малого 10 лет. Здесь остались те, кто смог принять действительность, ее тяготы и лишения, обзавелся навыками выживания во время обстрелов, научился ориентироваться в хаосе боевых действий. Донбасс вступает в период 10-ых годовщин первых обстрелов, первых трагедий. Бой на Былбасовке, налет на Донецкий аэропорт, дорога смерти, первые погибшие в поселке шахты Октябрьской, Горловская Мадонна, авиаудар по Луганску. И это только первое, что приходит на ум, а ведь летом 2014-го было много крови.
2024-ый стартовал в духе времени. Нет сомнений, что он пройдет в том же ключе, что и предыдущий. Нет предпосылок к завершению происходящего. Собственно, в Донецке никто ничего иного и не ждал.