Горняки Угледара с семьями перекрыли трассу, добиваясь выплаты трехмесячной задолженности по зарплате.
21 июня порядка пятидесяти горняков и члены их семей шахт «Южнодонбасская-1» и имени «Н.С.Сургая» перекрыли проходящую через город трассу Донецк-Волноваха. Бастующие требуют выплаты задолженности заработной платы и нормальных условий труда. Сначала пикетчики не пропускали рабочие автобусы, везущие шахтеров на вторую смену, призывая горняков поддержать акцию протеста. Женщины буквально грудью бросались под колеса, но, пользуясь малочисленностью пикетчиков, несколько водителей все же прорвали живую цепь.
На обеих шахтах горняки не получали зарплату с апреля месяца. Отправной точкой, выведшей людей на улицу, послужил отказ владельцев местных магазинов отпускать продукты в долг. До недавнего времени это была нормальная практика, когда из-за задержек в заработной плате, люди брали продукты под запись в долговую тетрадь. Но сейчас ситуация изменилась, и владельцы требуют рассчитаться с накопившейся задолженностью.
Угледар — монопрофильный город, в котором кроме двух угольных предприятий практически нет других источников доходов. Город находится в прифронтовой зоне, и дальнейший рост социального напряжения может привести к непрогнозируемым последствиям.
22 июня рабочие первой смены шахты «Южнодонбасская-1» отказались спускаться в забой. В тот же день их поддержали работники второй смены, а позже к забастовщикам примкнули горняки шахты Сургая.
Рядом с трассой вырос палаточный городок, где вместе с семьями постоянно дежурят несколько десятков человек. Родственники протестующих наладили доставку питания, и люди намерены стоять до полного выполнения своих требований. Пикетчики перекрыли трассу и пропускают лишь машины с детьми, экстренных служб и военных.
Добыча угля на шахте «Южнодонбасская-1» полностью прекратилась и предприятие переведено в режим поддержки жизнеобеспечения.
Первая реакция властей была запугать бастующих. Представители силовых ведомств переписывали фамилии и имена участников акции протеста, производя на месте фото-видеофиксацию. Так же стражи закона оказывали на людей психологическое давление, заявляя, что если они не разойдутся, на всех пикетчиков, будут заведены уголовные дела. Но доведенные до отчаяния люди заявили о намерении продолжить акцию, несмотря не на что.
Власть пошла на уступки. 24 июня в Киев отбыл директор «Южнодонбасской» Владимир Коломоец, после визита которого на счет предприятия поступило 28 млн. грн. для погашения задолженности. Руководство шахты заявило, что из этих средств будет полностью погашена задолженность за апрель и выплачено 75% за май. Для полного погашения за май месяц не хватает еще 9.2 млн. грн.
Однако бастующих эти условия не устроили. Они требуют полного погашения задолженности за май и выплаты аванса за июнь.
Стоит отметить, что это не первый раз, когда Угледар оказался на грани социального взрыва. В конце января текущего года горняки заявили о готовности прибегнуть к стихийной забастовке, если им не вернут задолженность за декабрь. Тогда администрации шахт пришлось приложить огромные усилия, чтобы ситуация не вышла из под контроля.
По мнению главы Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, сращивание государственных чиновников и криминалитета является основной причиной нарастания задолженности по заработной плате на государственных шахтах.
«Они подчиняются украинской власти и непосредственно министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику. Он, к сожалению, тесно связан со «смотрящими», местным криминалитетом, стоящем на уровень выше, чем сам министр. Эти «смотрящие» находятся в Раде, они контролировали коалицию, украденные деньги шли на Банковую, в Кабмин, на Прорезную», - рассказал Волынец.
На данный момент в среде протестующих наметился раскол.
Рабочие шахты Сургая, получив задолженность за апрель, вернулись в лаву, поверив заверениям администрации шахты о погашении в ближайшее время задолженности за май и июнь.
Горняки «Южнодонбасской» продолжают нести вахту на перекрытой трассе, заявляя, что не уйдут до тех пор, пока не будут полностью удовлетворены их требования.