Из-за обстрелов ВСУ Коминтерново осталось без электричества
Донбасс стоит на пороге нового витка вооруженного конфликта. Обстрелы с помощью турецких Байрактаров, «ползучее наступление», пленение луганского наблюдателя Андрея Косяка — всё говорит о том, что в ближайшее время ВСУ перейдут к полномасштабной войне, а информационно прикрывать их будут США, которые убеждают общественность в том, что это Российская Федерация ведёт себя агрессивно.
Ограничения на освещение конфликта
Пока на информационных фронтах происходят локальные бои, вполне реальные случаются на линии фронта. Свидетелями этому становятся невольные мирные жители, которые продолжают жить в «красной зоне». Об обстрелах говорят много, а вот о тех, кто там существует — не очень. Так было не всегда. Но сейчас в Донбассе сложилась ситуация, при которой журналисты не имеют возможности освещать обстоятельства жизни в прифронтовой зоне.
До этого ограничения касались съемки военнослужащих, но запреты пошли дальше. Хотя, не так. Нельзя сказать, что в Донбассе есть какие-то запреты. Можно получить военную аккредитацию, подать запрос, а после столкнуться с бесконечным числом отказов. Есть альтернатива. Поехать в «красную зону» самовольно, нарушая имеющиеся правила. В таком случае есть вероятность лишения военной аккредитации.
В итоге — замкнутый круг. Вроде бы есть все необходимые документы, но поехать на фронт — не разрешено. Нарушение будет означать лишение документов. Но даже с ними нет никакой вероятности, что кто-либо позволит показать то, чем живут мирные жители. Точнее, выживают.
Но волонтёрам ещё разрешают посещать прифронтовую зону. Несколько недель назад вместе с добровольцами из КПЦ «Война и мир» я уже был в Коминтерново. На днях стало известно о том, что населённый пункт остался без электричества из-за обстрела со стороны ВСУ.
Так как очередная заявка на поездку была отклонена, я обратился за помощью к волонтёрам, которые рассказали мне актуальную информацию о жизни в Коминтерново.
В сводках не значатся
Коминтерново — посёлок, который располагается на юге ДНР. Не так далеко ВСУ захватили посёлок Старомарьевка и ведут обстрел соседних населённых пунктов, в частности, Новой Марьевки. Украинская армия применяет вооружения, которых, по логике мирных соглашений, не должны быть вблизи линии соприкосновения. Более того, летают турецкие беспилотники и солдаты, управляющие байрактарами, снимают видео с празднованием после очередного удара по ДНР. В это же время обстрелы происходят в Коминтерново. Но почему-то инциденты не попадают в сводки СЦКК.
При этом посёлке продолжают жить порядка 70 человек, и с каждым днём их становится всё меньше.
«Сегодня в Коминтерново стало одним жителем меньше. Без ухода и медицинской помощи умер одинокий, ещё не старый мужчина, лет 50-ти. Без семьи, родных, близких. Скорее всего, похоронен он будет в Старобешево, куда его отвезли на вскрытие. Хоронить на местном кладбище некому и не за что», — сообщило сообщество КПЦ «Война и мир».
Я связался с врачом-терапевтом, координатором направления "Реабилитация" Анной Адамовой, которая была в посёлке и поделилась информацией о происходящем в Коминтерново. Как рассказала волонтёр, мужчину нашли мертвым возле дома, лежал в луже после дождя. От чего умер, жители пока не знают.
«И ещё. Там одну бабушку разбил инсульт. Любовь Ивановна ухаживает за ней. Бабушка ничего не просит. Только чтобы лампочка горела», — написала Анна.
Отдельно стоит поговорить о ситуации с уничтоженным трансформатором. В результате удара ВСУ посёлок остался без света. Это также бьет по состоянию местных жителей.
«Когда нет света, просто сносит крышу»
Без помощи волонтёров в нынешних обстоятельствах жители Коминтерново бы точно не выжили. Это не мой вывод. Об этом коминтерновцы говорили мне, когда мы вместе с добровольцами из КПЦ «Война и мир» были в посёлке несколько недель назад. В первую очередь проблема заключается в обеспечении медикаментами, в которых нуждается почти каждый в Коминтерново, ведь здесь живут в основном старики. Поэтому местные всегда находятся на связи с волонтёрами.
12 ноября по телефону Любовь Ивановна — социальный работник, прикреплённый к Коминтерново, — сообщила о том, что в результате обстрела был повреждён трансформатор. По итогу посёлок остался без электричества.
Как мне рассказала Анна, которая привезла лекарства местным жителям, последний трансформатор простоял всего месяц и 10 дней. Инженер не доехал, хотя должен был быть.
«Стреляли 80-е мины. Беспилотник летает каждый день. Угля нет. Обещают к концу месяца. Но в прошлом году им привезли непригодную пыль вместо угля. Обострились все хронические заболевания. Астма и гипертония», — поделилась информацией Анна.
Восстановить трансформатор невозможно. Обстрел уничтожил его. Вместо него — месиво из ржавчины, прошитой осколками. Жители Коминтерново уверяют, что можно выдержать большинство испытаний, но без электричества невыносимо.
«Самая основная проблема - это отсутствие света. Черт с ними, с обстрелами. Когда нет света, просто сносит крышу», — рассказала волонтёрам Любовь Ивановна.
Женщина поделилась с волонтёрами воспоминаниями о вечере, когда ВСУ ударили по посёлку и оставили его без электричества.
«Когда взорвался трансформатор, был вечер. На улице никого не было, окна на ночь мы закрываем, чтобы не выбило стекла. Стоял гул. Мы думали, что, может быть, это техника гудит. Утром проснулись, поняли - нет света. Вышли и увидели трансформатор», — вспоминала жительница Коминтерново.
Волонтёр Андрей Седлов, который также был в посёлке и видел последствия обстрела, убеждён в том, что нужно предпринимать какие-то действия для обеспечения посёлка электричеством в условиях непрекращающихся обстрелов.
«Требуется изменение системы энергоснабжения для Коминтерново с учётом постоянных боевых действий и прекращение боевых действий на данном участке фронта, иначе гуманитарная катастрофа неизбежна», — считает Андрей.
Фотографии из архива.