10 лет назад ВСУ убили «Горловскую Мадонну» и еще 20 человек
2024-ый — год 10-ых кровавых годовщин для Донбасса. Говорят, время лечит. Личный опыт показывает, что происходит это только с теми, чьи раны не столь же глубоки, как у тех, кто встретился с войной. Кровавые события происходят практически ежедневно, кажется, что одно затмевает собой все предыдущие, но самая первая встреча со смертью навсегда остается в памяти, сколько бы времени ни прошло.
У каждого города Донбасса есть своя дата начала кровавой бойни. Для Горловки — это 27 июля 2014 года. 10 лет назад ВСУ из Дзержинска нанесли удар из БМ-21 «Град» по центральному району города — самому оживленному. Украинские ракеты упали в сквере Коммунаров и рядом с остановкой общественного транспорта «Мелодия». По официальным данным, в тот день погибло 22 мирных жителя. Среди жертв были старики, женщины и, что самое страшное, дети.
Ужасающие кадры из центра Горловки затмили собой еще два обстрела, которые произошли в тот день. Утром под обстрел ВСУ попали посёлок Короленко и 245-й квартал. Вечером из ствольной артиллерии украинские военные били в район улицы Герцена и "Экспериментального дома».
Этот день прозвали «кровавым воскресеньем».
22 загубленные души
Горловчанка Алина Сухова вместе с мужем была вынуждена уехать из Донецка за месяц до обстрела Горловки. На момент начала боевых действий в Донецке они проживали в окрестностях аэропорта. Семья решила вернуться в родную Горловку, спасаясь от атак ВСУ на столицу ДНР. Но война их нашла и там.
«27 числа около полудня начался страшный обстрел. Тогда мы не знали слов «прилет», «выход», «минус», «плюс». Это сейчас даже дети знают: «А, это было от нас!». Прилетов было много. Земля дрожала. Слышно было, как трещат от прилетов здания и асфальт. И все — по центру. Выходной день, обычные люди стояли на остановке, шли в магазины, гуляли с детьми», — вспоминает горловчанка Алина Сухова, которая в тот злополучный день находилась в городе.
Трагедия произошла рядом со школой, в которой училась Алина. Там погибли 23-летняя Кристина и ее 10-месячная дочь Кира. Ужасающие кадры с двумя обожженными телами в сквере Коммунаров облетели Сеть. В народе погибшую матерь с ребенком прозвали «Горловской Мадонной» из-за схожести с известной картиной.
"Помимо Киры, погибло в этот день еще трое детей. Десятки мирных горловчан получили ранения. 22 человека погибло. Это были просто мирные люди: пенсионеры, студенты, рабочие…», — вспоминает она тот страшный день 27 июля 2014 года.
На тот момент горловчане еще не знали, как себя вести во время обстрела. Поэтому вместо того, чтобы упасть на землю, люди бежали в разные стороны и «напарывались» на украинские снаряды.
«Мы вскочили с лавочки и побежали, как потом оказалось, прямо на взрывы. Я слышала, как осколки стучали по асфальту. То был один из первых обстрелов Горловки, мы не знали, что в таких случаях нужно падать на землю. В этот момент навстречу нам выбежала Кристина с девочкой на руках. Вдруг в глаза ударила яркая вспышка, и меня подкинуло в воздух метра на два. Я упала на левый бок, а надо мной стоял страшный гул», — рассказывала журналисту Юлии Андриенко Юлия Куренкова — жертва обстрела ВСУ в Горловке. Она была последним человеком, кто видел «Горловскую Мадонну» — Кристину и Киру — еще живыми.
Как вспоминала Юлия, перед смертью Кристина шептала имя своей маленькой дочери, а после перешла на проклятия в адрес военных преступников, совершивших обстрел жилого квартала Горловки.
В это время небольшой стихийный рынок рядом с остановкой «Мелодия» превратился в еще одно место бойни. Почерневшие и разорванные тела стариков остались лежать рядом с их «прилавками».
«Перед моими глазами - изуродованные трупы людей на проспекте Победы, в Сквере Героев, во дворах многоэтажек и частных домов. Переполненная хирургия и травмпункт горбольницы № 2. Закатанные глаза и скривлённые лица тех, кто говорил "сами себя", "сами", "виноваты". Детские надгробия. Минуты молчания. Слёзы родителей. Цифры с двумя нулями раненых и погибших. Все ведь прекрасно понимали, что "Кровавое воскресенье" Горловки может повториться в любой другой день. И повторялось», — писал горловский поэт и журналист Егор Воронов.
И он был прав, ведь подобные горловской трагедии повторялись снова и снова. Все последующие годы войны в Донбассе обстрелы гражданской инфраструктуры происходили регулярно. Удар по микрорайону Боссе, убийство очереди за гуманитарной помощью у ДК Куйбышева, утренний обстрел автостанции «Центр» — это только начало 2015 года, а сколько подобных военных преступлений ВСУ совершили в период проведения СВО. Далеко ходить не нужно — 21 января 2024 года стало полным повторением обстрела Горловки 10-летней давности. ВСУ ударили по похожему стихийному рынку, и тоже в воскресенье, но уже в микрорайоне Текстильщик в Донецке.
«Кровавое воскресенье Горловки никогда не станет Прощеным»
Сможет ли когда-то эта рана зажить? Настанет ли время, когда появится возможность простить тех, кто совершил все эти варварские обстрелы? Очевидно, что нет. Подобные преступления не имеют срока давности. Такое не забывают. Даже спустя 10 лет горловчане с ужасом вспоминают тот день, который стал для многих определяющим.
Кровавое воскресенье Горловки никогда не станет Прощеным, считает горловский поэт Воронов. Оно будет напоминанием о том, что из себя представляет современная Украина — страна террористов и убийц невинных.
«Мёртвые помнят, как вы радовались ударам по "Штабу сепаратистов в Горловке", а потом подчищали все записи и врали, врали, врали. Мёртвые помнят всех переписанных вами детей Горловки в свои жертвы. Мёртвые помнят каждый последующий после Того-Дня обстрел. Прощения не будет. Кредит мира исчерпан. Пора возвращать займы. Мёртвые идут», - написал горловчанин в очередную годовщину трагедии.
Черная дата Донбасса и всей России
27 июля стало «черной датой» для Донбасса навсегда. В этот день вспоминают детей, погибших во время боевых действий. Официально памятная дата была установлена указом Главы Республики Дениса Пушилина 11 июля 2022 года. Дата стала памятной не только для Донбасса, но и для всей Большой России. В этот день вспоминают малышей, убитых ВСУ не только в ЛДНР, но и в Белгородской области, Крыму и других регионах РФ, куда смогли дотянуться украинские убийцы.
Нужно отметить, что и до этого погибших в результате украинской агрессии малышей вспоминали не только 27 июля. В частности, можно вспомнить акцию «101 жизнь», которую провели еще в 2016 году. На тот момент столько детей стали жертвами ВСУ. Сейчас эта цифра увеличилась более чем втрое — 330 убитых украинской армией детей по всей России.
В самой же Республике сложно сейчас представить, чтобы люди собрались у одного из многочисленных мемориалов, чтобы почтить память погибших детей. Собрание людей непременно привлечет внимание артиллеристов по ту сторону фронта, и новый удар будет неизбежно нанесен. Но это не значит, что горловчане по одиночке не принесут цветы и игрушки к месту трагедии 27 июля 2014 года. Не было и года, чтобы жители Горловки не чтили память погибших согорожан. Так будет и в 10-ую годовщину, ведь это – незаживающая рана Горловки, которая кровоточит и по сей день.