Мысли в день Петра и Февронии
Уже несколько лет, начиная с 2008 г., церковный праздник, в который почитается память святых благоверных Петра и Февронии, мы пытаемся перенести в гражданскую плоскость. Поэтому отмечается День любви, семьи и верности, накануне которого или прямо в дату руководители городов и субъектов Российской Федерации посещают заведомо выбранные многодетные семьи, вручают подарки, иногда даже ключи от новых квартир. И это всё очень правильно, государство и должно заботиться о любых семьях, и уж тем более — многодетных. Но нередко картинка в медиа создается «потому, что надо». Дескать, куда деваться, такой уж сегодня календарь. Завтра будем чествовать почтальонов и рыбаков, а там и до Дня сбора черники недалеко.
Ничего удивительного в такой закономерности нет. Любой многодетный родитель сталкивался с отношением «Какие-то вы, ребята, странные». «Ну вот, третий уже. Что ж это вы совсем жену не жалеете» - можно услышать от сотрудника управления труда и социальной защиты. «А чего это у них так детей много, они что, алкоголики? Или это, верующие?» - нередкий вопрос, который задают друг другу более «прагматичные», малодетные или совсем бездетные граждане. Потому что весь уклад современной жизни ориентирован на другое.
Нам с вами сложно понять русских святых, ведь в их житиях ничего не написано ни о карьере, ни о проценте кредитной ставки, ни о том, где найти нужного коуча. А всё это куда ближе нынешнему человеку, чем те примеры, которые оставила нам православная традиция.
Гражданский праздник — День любви, семьи и верности, не просто нужен, он необходим. Но проблема заключается именно в том, что нельзя чтить семейные ценности пару раз в год. Это нужно делать постоянно. Но в таком случае нам нужны совсем другое сознание и совсем другая массовая культура. Однако, пока на экранах ежевечерних телевизоров (или интернет-сериалов, разница невелика) мы видим в основном самодостаточных светских львиц, которые к почти сорока годам никак не поймут, с кем же из этих пятнадцати мужиков в итоге крутить роман.
Кстати, о Петре и Февронии, причисленных к лику святых именно за верность и самоотверженное отношение к семье, русские люди узнали тоже из массовой культуры. Только в том формате, в каком она существовала в XVI веке. Священник Ермолай, в монашестве Еразм, написал житийное сказание, «Повесть о Петре и Февронии». Оно было очень популярным, «списки» (копии) этого произведения, которые делались в последующие столетия, дошли до наших дней в большом количестве. Это значит, что читающая часть общества нуждалась в текстах такого формата, потому они и тиражировались доступным тогда техническим способом. Что тиражируется в литературе и кино сейчас — мы с вами знаем. Достаточно заглянуть в раздел «женского романа» в любом книжном магазине.
Кроме всего прочего, история о Петре и Февронии очень красивая. Там есть и мистика, и, выражаясь современным языком, элементы боевика. Но главное — это рассказ о бесконечной верности. О супругах, которые состарившись и приняв монашество, ждали друг друга, чтобы умереть в один день и один час. Этот текст имел бы ценность даже в том случае, если был бы художественным вымыслом. Но нетленные мощи Петра и Февронии хранятся в Муроме и сегодня, а люди, которые обращаются к этим святым с молитвой о даровании семейного счастья и детей (даже когда врачи сказали, что это невозможно) получают то, о чём просили. О свидетельствах таких чудес вам без труда расскажут инокини Муромского Свято-Троицкого монастыря, да и простого запроса «чудеса Петра и Февронии» в поисковике тоже хватит.
В жизни святых было много поучительного для нас, летящих сломя голову с совещания на работу.
Очень интересен один факт. Поскольку Феврония происходила из простой семьи, была дочерью бортника (так называли сборщиков мёда), брак князя и простолюдинки муромские бояре считали неправильным, интриговали, выдвигали ультиматумы. И когда ситуация достигла критической точки, князь Петр взял жену, сел с ней в ладью и уплыл из города. Они остановились на берегу Оки, где стали вести простую жизнь. Между тем в городе началась смута, и, осознав свою ошибку, муромский истеблишмент, как сказали бы сейчас, обратился к Петру и Февронии с покаянием и просьбой вернуться.
В современном укладе общества с главной установкой на успех в такое сложно поверить. Потому что в основном мы видим вокруг себя мужчин и женщин, стремящихся либо создать семью после того, как «всё заработали», либо не создавать её вообще. Детей, в рамках этой «философии успеха» должно быть тоже мало, или совсем не должно быть. Такой подход в конечном итоге производит огромное количество несчастных людей, и совсем непонятно в конце каждой истории, кому и зачем был нужен такой «успех». Да и что это за успех такой, в чём он заключается, тоже неведомо.
Когда началось СВО, многие из нас вспомнили, что человек смертен, и на войне можно погибнуть. Но вот для примера: в 2020 г. в России без всякого военного противостояния в результате абортов было убито 630 тысяч младенцев. В последующие годы, согласно статистике, эта цифра несколько уменьшается, но факт, что мы сами по собственному согласию умерщвляем русских детей ещё во чреве, во вполне комфортных для жизни городах, просто потому что «не до этого сейчас», никуда не девается.
Вот что говорит об этом протоиерей Андрей Ткачев: «Детские жертвоприношения были самой лакомой сатанинской практикой в древние времена. Но это все продолжается и сегодня, хотя изрядно изменило форму. Конечно, не стоят медные истуканы, не бросают живых младенцев в раскаленные печи - просто делают по-другому. И вой против тех, кто пытается защитить нерожденных младенцев, так же громогласен, как и вой бесовских дудок во время древних жертвоприношений в долине Тофет. Поговорим сегодня о неприятной теме, которую нужно понимать, потому что иначе будущего у страны нет…
С абортами нужно бороться - это настолько очевидно, что трудно даже доказывать эту точку зрения, подбирать аргументацию. Это аксиоматично. Другое дело, что необходимо подходить к этому комплексно, как и говорят все эксперты и люди, растревоженные совестью.
Нужно повысить ответственность мужчины. Потому что получается, что женщина одна разбирается со своей проблемой. Ведь когда была любовь, от которой бывают дети, их было двое. И теперь она носит под сердцем следы своего увлечения. А тот, кто положил ей под сердце сладкий плод, куда делся, где он? Мужикам тоже надо с утра до вечера говорить с юного возраста, что вы в ответе за женщин. Вы не можете так вот просто осеменять их направо и налево, без всякой мысли о том, что будет дальше. И не деньги на аборт нужно давать, а брать на себя ответственность за женщин… Мы все виновны в огромном количестве смертей невинных людей. И мы должны со своей стороны исправлять ситуацию».
Ну, а между тем, дабы не «выпасть из тренда» сегодня многие издания напишут о Петре и Февронии. Но для того, чтобы материалы «зашли», будут выбраны заголовки в духе Марининой. Например, «Как хитрая крестьянка заставила князя взять себя в жёны» и ещё что-нибудь в таком же духе. Конечно, в новостных лентах будет несколько сообщений о том, как представители власти поздравили заслуженных отцов и матерей. А вечером, всё же, сериал или фильм про «ментовское счастье», куда без него. Что-то в этом ежегодном круге есть неправильное, не находите?
Деревня Ласково, в которой жила святая благоверная Феврония, существует до сих пор. Как, кстати, и Карачарово, родом из которого другой русский святой, богатырь Илья Муромец. И они как бы пытаются напомнить нам сквозь века, что да, новое время и необходим смартфон, а на войне вместо меча — беспилотник. Но мы же тоже есть, вот они мы. Мы же там молимся за вас, вы чего это?
Социальные сети