В начале декабря 2014 года к КПП одной из воинских частей Донецка подошел странный человек в ковбойской шляпе и казаках. Коверкая произношение, поздоровался с часовым: «Привет, братан!». Как оказалось, на этом его русский лексикон был исчерпан.
«Когда приехал в Донецк, поселился в хостеле. Я обошел три разных места пытаясь попасть добровольцем в ополчение. Третьим было здание бывшего СБУ, которое затем стало штабом батальона «Спарта». Я ждал там неделю. Мне все говорили: «Офицер придет за вами после обеда». Затем: «..после ужина». Затем: «Он не придет сегодня, но завтра утром будьте здесь», - рассказывает Рассел Бентли о первых днях пребывания в Донецке.
Оптимистичный авантюрист
Типаж авантюриста позапрошлого века, одного из тех, кто создал белую Америку, где стерлись социальные различия, а людей в правах уравнял дядюшка Кольт. Впрочем, его биография намного интересней знаменитых героев вестернов, прославленных Голливудом. Выходец из благополучной семьи в раннем возрасте разочаровался в американском образе жизни.
Неудовлетворенное чувство справедливости побуждало к духовным поискам. Постигая шаманизм среди индейцев племени Лакота, он прошел инициацию и даже был принят аборигенами в племя с именем Буйвол. Под ритмы регги на Ямайке возносил молитвы в месте с растафарианами. Во время воинской службы успел повоевать с мексиканскими наркобаронами, а после отсидел тюремный срок за хранение наркотиков. Остров «Свободы» (Куба прим.) заразил его коммунизмом, и пропитанный левыми идеями он приехал на Донбасс.
«Я видел, что «майдан» и так называемая революция был организован США, и это внесло ухудшения в жизнь людей с самого начала. В действительности это была фейковая революция, которая привела к власти преступников-олигархов. Поэтому как американец я почувствовал ответственность за происходящее и принял решение приехать на Донбасс, показать, что у меня есть принципы и что не все американцы поддерживают войну».
…Решение приехать на Донбасс он принял для себя давно, после трагедии в Одессе. Начал улаживать дела, потихоньку распродавая имущество. Для себя он все решил, что обратно уже не вернется и это билет в один конец.
…Наконец ему сказали: «Сегодня Вы идете в МГБ. С вами побеседуют». Беседа длилась целый день. Его расспрашивали о мотивации, военном опыте, убеждениях и политике родной страны. Из дальнего конца комнаты к нему подошел парень в черной рубашке с надписью «Дракон», до этого не проронивший не слова и на чистейшем английском языке спросил: «Вы верите, что правительство США было замешано в событиях 11 сентября 2001 года?». «Да. Это достаточно очевидно». «Тогда давайте пить чай».
Новобранца определили в батальон «Восток» и отправили на тренировочную базу, где он стал добровольцем с позывным «Техас».
«В Ясиноватой за две недели тренировочного лагеря я подумал, что у меня появится новый позывной «Дай сигарету». Дело в том, что я привез с собой американские «Мальборо», и каждый раз, когда выходи покурить, сам курил одну, а пять раздавал. Проходить тренировочный лагерь было достаточно тяжело. Меня уважали просто за то, что я был там. Думали, что это круто. Никто не думал, что я шпион или, что-то в этом роде. Люди сразу доверились мне, дав возможность делом проявить себя».
Две беды зима и война
В преддверии Нового года «Техас» уже был в окопах донецкого аэропорта. Вспоминает, что помимо обстрелов очень тяжело переносил суровые морозы, непривычные для жителя южных штатов. Расположение подразделения находилось в 900 метрах от передовых позиций и даже после ротации никто не чувствовал себя в безопасности. Боеприпасы разрывались рядом со входом и даже в туалет иногда приходилось передвигаться ползком. За два месяца в его отряде погибли пять человек и сам он чудом избежал смерти.
«Если честно я не ожидал, что переживу зиму. Не был уверен вообще, что Донбасс способен защитить себя. Но я приехал сюда, что бы воевать вместе с этими людьми и руководствовался принципом – победа или смерть».
Однажды в темноте Рассел с напарником лоб в лоб столкнулись с вооруженной группой примерно из пятнадцати бойцов. Щелкнули затворы и противники наставили друг на друга автоматы. В воздухе повисла зловещая тишина, которая показалась им вечностью.
«Это было очень страшно, ведь силы были не равны. Пару минут мы стояли друг против друга и было непонятно, останемся ли мы в живых», - говорит Рассел и в его глазах отражались эти тревожные секунды, когда жизнь висела на волоске.
Все разрешилось благополучно. Выяснилось, что это были разведчики из другого подразделения ополчения, которые не знали их пароля.
Из окопов в репортеры
Решение заняться журналистикой пришло само собой. Еще в окопах «Техас» снимал происходящее на камеру мобильного телефона и выставлял ролики в интернет. Несмотря на неважное качество съемки, некоторые сюжеты собирали до миллиона просмотров. Тогда командование подразделения решило создать нечто вроде информагентства, ориентированного на западного обывателя, с целью пробить информационную блокаду и рассказывать правду об этой войне.
Его старший брат руководил в Техасе пятью радиостанциями, доносившими альтернативную точку зрения, с охватом слушателей в несколько миллионов человек. Несколько раз Рассел выходил в эфир со своим видением событий. Это имело свой эффект. На почту радиостанции приходили положительные отклики с просьбами продолжить программы с участием Рассела Бентли. Но скоропостижная смерть брата, положила этому конец.
«Мой брат очень меня поддерживал то, что я делал здесь. Он гордился мной и был очень впечатлен. К сожалению, он умер менее чем чем через год после моего приезда на Донбасс. Мой отец, моя сестра реально не понимают, зачем я приехал сюда и не поддерживают то, чем я здесь занимаюсь. Отец – сторонник Трампа. Сестра – Хиллари Клинтон. Мы смотрим на весь мир в абсолютно разных направлениях. Но ничего страшного, потому что здесь у меня есть полноценная новая семья».
Его Вера. Надежда. Любовь
Со своей женой Людмилой «Техас» познакомился по объявлению. Он искал репетитора, который поможет ему подтянуть русский язык, и даже не думал, что один телефонный звонок навсегда изменит его жизнь. Постепенно занятия переросли в роман, и девушка не устояла от предложения руки и сердца импозантного техасца. С тех пор, правда в изучении русского языка Рассел продвинулся не сильно. Но счастьем светятся глаза, когда он смотрит на Людмилу. И в его скудный русский лексикон прочно вошло выражение из двух слов: «Жена — ангел».
Донбасс покорил техасца искренностью, силой духа и естественной природной простотой, присущей здешним людям. Сам того не понимая, он стал гармоничной частью этого мира, найдя успокоение в своей душе. Рассел приняв Православие с именем Руслан. Вера, давшая ответы на терзавшие его всю жизнь вопросы. Выбор был осознанный.
«Я изучал религии большую часть своей жизни. Это всегда для меня была важная часть моей жизни. Моя семья протестантская. С детства я читал о буддизме, изучал религию коренных американцев. Прочел от корки до корки несколько раз Библию. Прочел Коран. Некоторое время жил на Ямайке. То, что я вижу в христианстве на Западе, это просто бизнес. У них есть Евангелие преуспевания, в котором говорится, что люди бывают богатыми, потому что Бог вознаграждает их за то, что они хорошие. А бедные бедны потому, что …плохие! И это, действительно, отвратительная, гнусная и лживая теология. Это противоположное тому, что учил Христос. Протестантские церкви США уже реально напоминают что-то среднее между цирком и бизнесом. Что касается католической церкви, я ей никогда на самом деле не доверял. Я видел фото римского папы, на котором был крест в цветах ЛГБТ. В Православии я обрел истину. Православная церковь для меня самая истинная, самая искренняя, самая исторически достоверная и та, которая наиболее всего ближе к учению Иисуса Христа, как я его понимаю».
Крестил техасца боевой священник «Востока» протоиерей Борис Хлипидько, приведший к вере сотни ополченцев. Рассел считает его духовным отцом и иногда советуется в сложных вопросах.
Сейчас Донбасс для техасца стал новой родиной, где он решил провести остаток своих дней.
«Нет в мире лучше места, где я хотел бы быть. Здесь мой дом, живут самые близкие мне люди и если будет нужно, я снова возьму оружие, что бы его защищать», - признается Рассел.
Как и подобает ветерану, «Техас» занялся мемуаристикой и уже написал книгу о своих похождениях в ДНР, которую назвал «Ковбой Донбасса». На данный момент книгу существует в электронном виде, и Людмила готовит ее перевод на русский язык.
Несмотря на возраст, его кипучая натура не знает покоя и сейчас. Помимо журналистики Рассел оказывает гуманитарную помощь людям из «красной зоны» (обстреливаемые окраины Донецка и Горловки), для которых иногда это единственная возможность выжить.
Еще в 2014 году эмигранты из Донбасса, живущие в США, создали благотворительный фонд, с целью оказания помощи нуждающимся землякам.
«Тогда выходцы с Украины собирали помощь для украинской армии, вот у них и пришла идея, создать подобную организацию для помощи Донбассу. Они вышли на меня, чтобы я стал здесь их представителем, и четыре года мы сотрудничаем».
В свободное время «Техас» пишет песни и пытается создать свою рок-группу. В ближайших планах — написание автобиографического романа о своей жизни до приезда на Донбасс, которая будет «интересной и невероятной…как в кино».
А когда установится мирное время, Рассел планирует открыть собственный ресторан, где будет петь свои песни и собирать друзей.