Эпитафия для "героя гидных дней"
Политическая карьера надежды Савченко завершилась. Как минимум, на ближайшие годы. Комичный результат в 8 голосов на выборах делает любые претензии на значимую политическую роль малоактуальными. Некогда всенародная «героиня», за судьбой которой следили украинские националисты, российские либералы и западные правозащитники, выпала из мейнстрима украинского общества, оставшись совсем уж причудливым маргиналом, не вписавшимся ни в одну из текущих политических сил Украины.
Она пережила причудливую метаморфозу, когда ее сначала колоссальными усилиями вознесли на вершину общественной значимости, сделав «символом сопротивления путинскому режиму», а затем столь же колоссальными усилиями низвергли с этой вершины, сделав из «узницы жесткого агрессора» ту самую «торпеду Путина», которую засадили в уже украинскую тюрьму по сфабрикованному обвинению в организации «минометного заговора» совместно с Рубаном.
Уже тогда, когда ее активно мочили в украинской прессе, причем зачастую те же самые люди, которые еще недавно лепили из нее «героиню», было понятно, что ее медийный образ отчасти дутый, и за ним нет ничего особенного. Савченко изначально была случайный человеком, которого сила обстоятельств занесла в межгосударственные расклады, что обеспечило ей известность на Украине и в России, а затем и на мировом уровне. Но когда вящий пиар прошел, а она стала неудобна – ее очень быстро «потушили». Тут-то и выяснилось, что весь «хайп» вокруг Савченко, да и сама ее популярность оказались дутыми. Не было митингов в ее защиту, когда Савченко начали травить на Украине. Не было серьезных попыток предотвратить ее посадку. Не было серьезных протестов западных организаций. Российские либералы, как обычно в таких случаях, стыдливо молчали, потому что тут возможностей обвинить Россию не было, а значит гешефт не намечался.
В итоге, Порошенко и Ко фактически уничтожили перспективы ее политической карьеры в предшествующие годы, а когда она вышла из тюрьмы, тренды поменялись и Савченко была уже совсем не нужна, как один из странных героев тех «гидных дней», о которых значительная часть украинского общества ныне мечтает забыть, как о страшном сне. Савченко является одним из символов «революции гидности», когда она и масса других маргиналов оказались мейнстримом украинской политики. Но их время в значительной степени ушло. Передел собственности, который прикрывали патриотической риторикой и криками про войну с Россией, в значительной степени был завершен. А новый передел собственности, которые начнется в ближайшие месяцы, будет проводиться уже немного другими методами, под вывеской «борьбы с коррупцией» и «восстановления законности», где образ «комбатов с Донбасса» и «героев АТО» уже не столь актуален, так как именно с этими образами связаны основные преступные деяния Порошенко, на которого сейчас пачками заводят уголовные дела.
Разумеется, Савченко тоже критиковала эти подходы, но она по сути предвосхитила появление той идеологической линии, которой прикрываются конструкторы партии Зеленского. Продержись она чуть подольше при Порошенко, и не уйди она из политической повестки, ее вполне можно было бы представить в составе «Слуги народа». Но к 2018 году она уже была не нужна.
Ныне она может утешать себя разве что тем, что многие из тех, кто ее преследовал на Украине, также провалились на выборах в Верховную Раду, и теперь уже они окажутся объектами уголовных преследований. Но она явно мечтала о большем. Теперь же с этими амбициями придется попрощаться. Электоральная пустота разверзлась перед Надеждой Савченко – реальный уровень поддержки не соответствовал желаемому. Так что ее слова о том, что она избавилась от груза ответственности перед украинским народом, выглядят своеобразной политической эпитафией.
Впрочем, учитывая непостоянство украинской политики и неизбежное разочарование в Зеленском в будущем, у нее еще будут шансы вернуться в политику. Другой вопрос, нужна ли Украине Надежда Савченко? Но этот вопрос можно с уверенностью задать о существенной части бывших и нынешних депутатов Верховной Рады.