Временный поверенный в роли внешнего кризисного управляющего
В Киев вернулся Уильям Тейлор, бывший здесь послом с 2006 по 2009 годах, во время президентства Виктора Ющенко. Теперь он в статусе временного поверенного в делах США на Украине возглавит американское посольство, сменив на этом посту секретаря представительства Кристину Квин, которая исполняла эти обязанности после отставки Мари Йованович в мае.
Пресс-секретарь МИД Украины Екатерины Зеленко заявила, что внезапная отставка Йованович связана с плановым процессом ротации. В то же время Рудольф Джулиани, готово. В СМИ представляют как личного адвоката Дональда Трампа, в интервью журналисту Дмитрию Анопченко заявил, что увольнение посла США связано с тем, что она предоставляла …недостоверную информацию украинским властям и была на стороне демократов. А генеральный прокурор Украины Юрий Луценко обвинил Йованович не только в необъективном информировании Вашингтона, но и в коррупционных схемах.
Кстати, ряд украинских СМИ высказал предположение, что Тейлор едет для того, чтобы разобраться в нецелевом расходовании средств. Но версия эта, признаться, выглядит не очень убедительной.
Так почему же именно Тейлор, и какие первоочередные задачи стоят перед старым/новым представителем Вашингтона на Украине?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к сведениям об этом персонаже, игравшем и играющем активную роль в украинской смуте.
Исполнительный вице-президент американского «мозгового центра» United States Institute of Peace (Института мира США) Уильям Тейллор имеет репутацию одного из ведущих американских экспертов по вопросам Украины.
Именно на время работы Тейлора в Украине при президенте Ющенко пришелся период стремительного развития американо-украинских отношений, а США активно поддерживали предоставление Украине Плана действий по членству в НАТО. Подписанный в конце 2008 года стараниями Тейлора документ о стратегическом партнерстве Украины и США до сих пор остается основой отношений двух стран.
Выпускник Вест-Поинта Тейлор служил офицером пехоты в Германии и Вьетнаме. Дослужился до капитана. В середине 70-х гг. учился в Гарвардском университете, получил степень магистра публичной политики. После этого работал в штате сенатора Билла Брэдли, советником американского представителя в НАТО и в энергетической сфере.
В 1992-2002 гг. он — координатор государственной помощи США странам бывшего СССР и Восточной Европы.
После событий 11 сентября 2001 года Тейлор был назначен координатором американской и международной помощи Афганистану, а затем возглавил офис Управления восстановления Ирака.
В 2006-2006 гг. Тейлор США в качестве специального координатора Госдепа по вопросам Ближнего Востока, был представителем США в Ближневосточном квартете.
С 29 мая 2006 по ноябрь 2009 года — чрезвычайный и полномочный посол США на Украине.
Следует отметить, что, работая на этом посту, он уделял огромное внимание «неправительственному сектору», насаждая и координируя различные прозападные, националистические и либеральные структуры. Можно сказать, что «зубы дракона», брошенные тогда Тейлором в жирный украинский чернозем, дали в 2014 году обильные всходы, в значительной степени сформировав облик послереволюционной Украины.
Тогда же он большое внимание уделял работе в Крыму. В отношении полуострова, имеющего огромное стратегическое значение, у Вашингтона были грандиозные планы. Исходя из этого, посольство США под руководством Тейлора активно продвигало открытие в Крыму американского представительства. «Это для того, чтобы лучше понимать крымчан. Мы бы также хотели, чтобы крымчане лучше понимали американцев», - утверждал посол.
Во время конфликта России с Грузией 2008 года Тейлор фактически координировал попытки Украины помешать возвращению в Севастополь кораблей Черноморского Флота.
Тейлора всегда отличал реализм и готовность не церемониться с аудиторией. Так, осенью 2008 года он с римской прямотой заявил украинцам, что, несмотря на предпринятые им шаги, ПДЧ (программа по достижению членства в НАТО) им «не светит».
Покинув десять лет назад посольство США в Киеве, он, тем не менее, не оставлял вниманием Украину. Известно, что и при Обаме, и при Трампе его неоднократно привлекали в качестве эксперта при формировании программ США в отношении этой страны.
Тейлор в 2014 году был одним из яростных сторонников санкций против России за возвращение Крыма. А в 2016 году в интервью телеканалу Fox News Тейлор даже заявил, что США ведут против России опосредованную войну.
Правда, некоторые его оценки вызывают сомнение в принадлежности к экспертной группе. Так, Тейлор настойчиво утверждал, что Россия вскоре свернет поддержку народных республик, поскольку в Кремле считают, что Донбасс уже не стоит внимания и потраченных на него усилий. Впрочем, возможно, Тейлор делал такие заявления, поскольку от него хотели услышать «приятные новости», а не объективную информацию.
Так же о Тейлоре известно, что, несмотря на республиканскую «ориентацию», он умеет ладить и с демократами.
В целом, это, скорее, профессионал, чем политик, склонный больше делать, чем говорить. Он, действительно, знаком с украинскими реалиями, имеет контакты с местными политиками и олигархами.
Назначение Тейлора отнюдь не случайно, и, по мнению экспертов, означает возросшее внимание Вашингтона к Украине и его обеспокоенность происходящими там процессами. Люди, стоящие за Зеленским, в частности, Игорь Коломойский, по мнению американцев, склонны к неожиданным шагам и непредсказуемым действиям.
Примечательно, что одновременно с прибытием Тейлора в Киев в The Washington Times появилась статья Уэс Мартина, полковника американской армии в отставке, который прямо заявляет: «Мы не можем полностью доверить самоуправление правительству <украинскому>. Чтобы подобное не повторилось снова, требуется иностранный контроль. Без иностранного надзора остановить коррупцию на Украине представляется невозможным, поскольку сильные мира сего неизменно будут ставить личные интересы выше общенациональных».
Поэтому на Украину и назначен в качестве «внешнего управляющего» именно Тейлор — как считается, знаток местной специфики, имеющий большой опыт управления в крайне напряженных условиях кризиса (Ближний Восток, Афганистан, Ирак).
Об этом, собственно, прямо и сказал пресс-секретарь посольства США, констатируя, что Тейлор «будет руководить нашей командой в этот момент исторических выборов и переходного периода».
Главной задачей временного поверенного будет не допустить прекращения боевых действий в Донбассе и нормализации отношений с Россией.
Тейлор заявил: «Я с нетерпением жду того, чтобы возглавить команду посольства США в развитии прочных рабочих отношений с президентом Зеленским и его командой, а также с другими украинскими чиновниками и политическими силами». При этом он указал, что не будет ограничиваться контактами с властью, а будет непосредственно «работать над поддержкой крепких партнерских отношений с общественными организациями и украинским народом».
Дипломат не скрывает и даже предупреждает, что в случае необходимости готов использовать для воздействия на кабинет Зеленского «общественные организации» и «украинский народ», что в условиях местных реалий означает одно: неонацистские, националистические организации — самые организованные и активные, являющиеся реальной силой.
То есть, вместо аморфной дамы, фактически завалившей работу американского посольства на Украине, и едва не утратившей контроль над процессами, происходящими в стране, прибыл опытный и жесткий кризис-менеджер.