В «донбасском гетто» разрешат говорить по-русски
Глава администрации Зеленского Андрей Богдан выступил с новой инициативой умиротворения Донбасса. Фабула предложения простая – Украина дает русскому языку на территории ДНР и ЛНР статус регионального, а они становятся частью Украины. Как говорится, губа не дура.
Стоит помнить, что статус регионального у русского языка уже был, и не только в Донецке и в Луганске. В соответствии с известным законом Колесниченко, в значительной части областей Украины русский язык имел статус регионального. Сам закон был дискриминационным по отношению к русскому языку и был принят при поддержке «Партии регионов», которая изначально обещала отнюдь не региональный, а государственный статус русского языка. Фактически, в том виде, в котором русский язык был оформлен в украинском правовом поле, он представлялся второстепенным языком на фоне «могучей украинской мовы». На деле же, как показали исследования фонда Гэллапа еще в нулевые – более 83% жителей Украины в повседневном общении говорят на русском языке. Таким образом, как националистические, так и якобы «пророссийские» политические силы на Украине систематически блокировали придание русскому языку того статуса, которого он заслуживает хотя бы исходя из процента граждан, которые на нем разговаривают. Негласно, подавляющая часть украинской политической элиты вполне солидарна в вопросе языковой дискриминации русскоязычных на Украине. Когда сегодня какой-нибудь бывший регионал бьет себя тапком в грудь и рассказывает про борьбу за права русскоязычных – напомните ему про обещания сделать русский язык государственным при Януковиче, когда вся система власти находилась у регионалов в кармане. Но вернемся к Богдану.
Богдан предлагает вернуть ДНР и ЛНР то, что легко отобрать и свести все к ситуации «обещайте этим тварям все что угодно, а вешать мы будем потом». Можно вспомнить, как под давлением Киева местные советы последовательно отменяли региональный статус русского языка в одной области Юго-Востока Украины за другой. Киев делом показал, что даже эту «региональную малость» очень легко отобрать. По сути, ДНР и ЛНР предлагают отказаться от текущего статуса русского языка – который является основным языком обучения и повседневного общения на территории республик и вернуться к прежнему дискриминационному статусу с обязательным навязыванием украинского языка населению, которое практически на нем не говорит. И при этом еще надо вернуться на Украину. В чем же тут выгоды для Донбасса?
Некоторые предпочитают забывать, что языковой вопрос был одним из главных воспламенителей восстания в Крыму и на Донбассе. Ведь еще до начала войны и прямо во время государственного переворота в Киеве, спикеры «революции гидности» уже вовсю вещали о том, что Украина станет в языковом и этническом смысле «моно-государством», что будет проведена тотальная украинизация, а русский язык окажется под запретом. Это вещали с площадей «евромайдана», с трибуны Верховной Рады, с экранов олигархических каналов. Для многих заявления Тягнибока, Фарион и прочих им подобных стали последней каплей, после которой терпение лопнуло и сошедшей с ума Украине было сказано твердое нет, которое было многократно подтверждено в последующие годы.
За эти 5 лет на Украине не наблюдается существенной рефлексии по поводу причин гражданской войны, ответственности лиц, которые ее развязали (в том числе и продвигавших националистический дискурс, ее приближавший), нет существенного стремления что-то изменить в самой структуре «украинского государства». Как это было при Кравчуке, Кучме и Януковиче, вопрос русского языка рассматривается как досадная проблема и инструмент манипуляции электоратом Юго-Востока, которому за 28 лет «украинской свободы» неоднократно обещали неотчуждаемые права, связанные с русским языком, но последовательно кидали, как только проходили выборы. Богдан в этом отношении предсказуемо уныл, пытаясь представить серьезным тезис, который выглядел ничтожно еще при Януковиче. И тем более ничтожно он выглядит сейчас, после 5 лет войны против агрессивного навязывания украинского национализма Украине и Донбассу.
Понимает ли это Богдан? Конечно понимает. Для него это просто инструмент. По поводу русского языка как второго государственного он вполне однозначно против. Соответственно, он признается в том, что он не стремиться устранить одну из главных проблем, разрушающих Украину изнутри, а просто хочет манипулировать проблемой, как это делали «регионалы». Это просто другой, более мягкий вариант «украинизации», который отличается методами, но не целью от жесткого варианта, который продвигал Порошенко. Раз Донбасс не хочет «по-плохому» возвращаться, давайте ему обещать, как прекрасно будет жить в «свободной Украине», где так уж и быть, вам у себя в «донбасском гетто» разрешат говорить по-русски. Пока разрешат.
Соответственно, ценность подобных предложений, исходящих из окружения Зеленского стремится к нулю.