Бегали, бегают и будут бегать от призыва
В соответствии с действующим в Украине законодательством призыву на срочную воинскую службу в обязательном порядке подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Учитывая тот факт, что желающих сложить голову в борьбе за территориальную целостность Украины остается все меньше и меньше, сотрудники военкоматов вынуждены прибегать к довольно креативным методам, которые позволяют им пополнить ряды ВСУ.
Для выполнения своих непосредственных обязанностей по формированию воинских подразделений, часть из которых в дальнейшем будет задействована в АТО, сотрудники военкомата выходят на улицы и совместно с полицией ловят людей призывного возраста. Многие лица призывного возраста «исчезают» в киевском метро. В дальнейшем они попадают в военкомат, где у будущих воинов изымают документы и лишают связи с внешним миром. Так их готовят к героической службе в рядах Вооруженных сил Украины. Единственное что позволено «призывникам» — пройти медицинскую комиссию, судя по всему, весьма формальную.
Данные методы призыва на действительную воинскую службу вызвали целую волну критики со стороны украинских правозащитников, которые считают подобные действия сотрудников военкоматов незаконными. Логично, так как украинским законодательством принудительный привод в военкомат не предусмотрен, а уклонение от призыва, неявка по повестке, карается символическим штрафом в 17 гривен. Но родине нужны герои, а значит, цель оправдывает средства.
Нет, я не готов осуждать тех украинцев, которые уклоняются от призыва в ВСУ, по сути своей сегодня выполняющие сугубо карательные функции. Одно дело радеть за евроинтеграцию, желать жить в «прогрессивной и цивилизованной» стране, впитавшей в себя культурный код западного мира, другое — гнить в окопах, каждый день рискуя получить пулю то ли в лоб от «агрессивно защищающихся сепаров», то ли в спину — от своих хмельных и развеселых товарищей.
Я помню, как одна за другой проваливались хорошо анонсированные волны мобилизации, которые должны были поставить под ружье истинных патриотов Украины, поставивших перед собой цель зачистить непокорный Донбасс от пророссийских элементов.
На дворе был 2014 год. Патриотично настроенные украинцы жестоко насиловали клавиатуры своих домашних компьютеров, обещая всем участникам восстания на Донбассе быструю и неминуемую смерть, а их русским союзникам намекали на то, что готовы дойти хоть до Урала. Чисто теоретически. Но как только Петр Порошенко протрубил призыв встать на защиту целостности Украины, многие свой патриотический запал как-то подрастеряли. Мобилизация не давала желаемых результатов, и волна за волной разбивалась о камни людского нежелания погибать за чужие ошибки и промахи. Я искренне смеялся, когда определенная часть украинских патриотов ломанула в Россию и, перейдя границу «коварного агрессора», трансформировалась в каменщиков, штукатуров, подсобных рабочих и грузчиков на овощных рынках. Патриотический порыв как-то сам собою сошел на нет, а «оккупанты» превратились в довольно гостеприимных работодателей. Некоторые рванули в сторону Европы, но тогда еще «безвиз» был под большим вопросом, и граница для многих оказалась на замке. А те, кто остались в Украине, по причине отсутствия возможности либо желания бежать из обжитых мест, просто банально уклонялись от призыва, рискуя навлечь на себя праведный гнев правоохранительной системы.
Были еще идеологические, те, кто открыто выступал против развязанной на Юго-востоке братоубийственной войны и призывал остановить кровопролитие любой ценой. Их было немного, и ими в основном занималась СБУ. Большая часть потенциальных воинов молчаливо бегала от призыва, при этом стараясь особо не критиковать действующий режим и его методы борьбы за территориальную целостность. Им так было намного проще.
Не изменилась ситуация и в 2015 году. Череда военных ошибок, имевших трагические последствия для численного состава ВСУ, правда о реальных потерях, рассказы «ветеранов» вернувшихся с передовой — все это отбило желание влиться в ряды ВСУ даже у тех, кто планировал вписать в свою биографию несколько героических страниц.
Поток призывников хлынул в основном в Европу. Мыть тарелки в местных ресторанах куда спокойнее, чем освобождать «временно оккупированные территории». Ну, а отбывшие еще в 2014 году на территорию России «патриоты первой волны» так же не спешили возвращаться на родину, чтобы отдать свой воинский долг.
…2019 год. Судя по всему, ситуация с молодым пополнением для ВСУ в корне не изменилась. Бегали, бегают и будут бегать от призыва. Вот только жаль, что большая часть «уклонистов» избегает службы в ВСУ сугубо ради спасения собственной жизни, в которой замаячило светлое европейское будущее. Жаль, что среди украинцев так мало тех, кто не идет служить в ВСУ принципиально, осознавая преступную суть как действующей украинской власти, так и отдаваемых ею приказов.