У украинцев отобрали телевидение
Многие уже слышали, что своим величайшим повелением Владимир Александрович Зеленский прекратил эфирное вещание трёх популярнейших украинских телеканалов – «112 Украина», NewsOne и ZIK. После отключения вещания программы ТВ-каналов доступны для просмотра только в видеохостинге YouTube, но уже сообщено, что Министерство культуры и информационной политики Украины обратится в компанию YouTube с просьбой закрыть их аккаунты. Такая вот свобода слова по-украински: закрыли телеканалы, теперь все свободны.
Ввести пятилетние санкции против указанных СМИ, а также против их собственника, украинского политика Тараса Козака, не помешало даже то, что ещё осенью 2019 г., отыгрывая, по-видимому, понравившуюся зрителям рейтинговую роль Голобородько, Зеленский убеждал, что выступает за свободу слова, и отдельно подчёркивал, что в его полномочия в принципе не входит закрытие телеканалов: "Я очень уважаю каждый канал, и канал News One. Я никогда не закрывал в своей жизни ни одного канала. Я лично за свободу слова, и вы это прекрасно знаете. Я никогда в своей жизни не буду закрывать никакие каналы, не имею права, не имею полномочий".
Сейчас, вопреки своему заявлению, украинский президент спокойно закрывает оппозиционные ему телеканалы. Что поменялось? Думается, что спусковым крючком такого решения стали результаты свежего всеукраинского опроса общественного мнения, который выявил катастрофический спад уровня симпатий граждан страны к партии власти "Слуга народа". Её рейтинг после последних парламентских выборов лавинообразно просел в 4 раза – до 11,2%, в то время, как их оппоненты в Верховной раде – партия "Оппозиционная платформа - За жизнь" – нарастили свою популярность до показателя в 20,7%. Этого Зеленский пережить уже не смог и решил заткнуть рот соперникам. Это очень забавно, учитывая, что за Зеленского во втором туре голосовал весь электорат ОПЗЖ.
Если побудительные мотивы украинского президента где-то понятны (истерика), то использованные методы вызывают огромные вопросы. До санкций внутри страны против своих собственных граждан первыми в мире могли додуматься только украинцы. Ведь почему страны применяют санкции по отношению к своим международным оппонентам, к их гражданам и организациям? Потому что на противную сторону не могут распространяться внутренние законы страны, применяющей санкции. В свою очередь, граждане страны и юридические лица, работающие в стране, этим внутренним законам подчиняются. Однако резиденты не только подчиняются законам, а ещё имеют и гарантированные Конституцией права. А эти права (в том числе и имущественные) могут ограничиваться лишь по решению суда. Нарушил закон? Судите! Но для решения суда необходимы соответствующие законные основания, наличие которых органы государственной власти в суде обязаны доказывать.
В законодательстве Украины отдельным пунктом оговаривается, что санкции могут применяться в отношении не только нерезидентов, но и лиц, ведущих террористическую деятельность. Поэтому Зеленский делает ход конём, "обосновывает" отключение от эфира тем, что телеканалы льют "российскую пропаганду", и голословно обвиняет оппозиционные СМИ в том, что они сотрудничают с террористическими группировками.
И снова Зеленский неправ. Принцип, заложенный в законодательстве, таков, что люди и структуры, осуществляющие террористическую деятельность, могут находиться вне досягаемости правового поля страны, поэтому в отношении их есть оговорка. Однако подобное к украинским СМИ, которые работают в правовом поле Украины, не относится. А даже если бы в силу какой-то нелепости это к ним относилось, то система правосудия в любом случае предварительно должна в судебном порядке признать или не признать кого-то террористами, для чего надо пройти обязательные процедуры: возбудить уголовное дело, подать информацию в Генпрокуратуру, предъявить подозрения... Однако украинский президент таким путём не идёт из-за бесперспективности получить нужное ему решение, а "изобретает" новый приём в юриспруденции – метод "внутренних санкций". Но это - не что иное, как целенаправленная попытка нарушить закон, попытка пойти по беспределу, применяя внесудебное преследование гражданина Украины по политическим мотивам.
При Януковиче ни одно СМИ не было закрыто. Порошенко хотел закрыть оппозиционные каналы, но не удалось, так как он пытался действовать хотя бы с видимостью соблюдения закона. Но что не смог сделать кондитер, сделал клоун – без судов и разбирательств, нарушающим законодательство Украины указом. Более чем уверен, что после этого шага рейтинг украинского президента рухнет ещё больше, в основном за счёт тех граждан страны, кто по наивности проголосовал за него на Юго-Востоке Украины и на территории Донбасса, контролируемой Киевом. Что касается ситуации со "свободой слова" на Украине, то тут лучше промолчать. О мертвеце, как известно, стоит говорить хорошо или вообще никак.