Спецпредставитель США проиграл, сделав ставку на Порошенко, но пытается вылезти с помощью лжи и мелких хитростей
Спецпредставитель госдепа США по Украине Курт Волкер, работающий на общественных началах, как волонтер (он не получает зарплаты), предпринимает колоссальные усилия, чтобы сохранить свое место и участие в украинской и мировой политике.
Дело в том, что в ходе президентской компании на Украине он активно выступил в ней на стороне Порошенко. В частности, в интервью американской Службе общественного вещания (PBS) Волкер рассказал, как оценивает претендентов на высший государственный пост в республике — комика Зеленского и шоколадного магната.
Тогда представитель Вашингтона назвал Зеленского кандидатом, который лишь критикует существующую систему. А Порошенко, по мнению Волкера, несмотря на некоторое недовольство украинцев, сделал для страны очень многое.
«Хотят ли они кого-то, кто просто выступает против системы и обещает широкие реформы? Или же они хотят того, кто, возможно, и разочаровал их в какой-то степени, но провёл гораздо больше реформ, чем кто-либо на Украине за последние 20 лет, и противостоял Путину?» - так оценил преимущества Порошенко Волкер, фактически обращаясь к украинским избирателям.
Причем, одними интервью он не ограничился. Спецпредставитель США организовывал предвыборные шоу Порошенко и даже сам принимал в них участие! Так, он устроил широко освещенную украинскими СМИ встречу на борту американского эсминца «Дональд Кук», пришедшего в Одессу, в ходе которой пообещал Порошенко «всегда стоять рядом на защите свободы и демократии».
Спецпредставитель превратился в лоббиста Порошенко, обслуживающего его интересы и озвучивающего пропагандистские штампы киевского агитпропа.
Даже после первого тура, когда проигрыш бывшего главы стал очевиден, Волкер продолжил его поддерживать, вмешиваясь в избирательный процесс. Он делал это настолько активно, что на Украине заговорили о необходимости замены Волкера, особенно если по результатам выборов во ВРУ пойдет перезагрузка переговоров по Донбассу.
Конечно, вмешательство в выборы «банановой республики» (а Украину в Соединенных Штатах воспринимают именно так) — вовсе не прегрешение спецпредставителя, с точки зрения Вашингтона, а его прямая обязанность. Но тут есть один нюанс.
Волкер, помимо всего прочего, является руководителем Института Джона Маккейна при Университете Аризоны. Более того, он был близким другом ныне покойного сенатора Маккейна и координировал с ним свою позицию. О лютой ненависти этого «ястреба» к Дональду Трампу, которого он непрерывно поливал грязью, хорошо известно.
Поскольку всепрощенчество и смирение не входят в число личностных качеств Трампа, близость Волкера к Маккейну оказалась достаточной, чтобы он перестал существовать для американского лидера. Прямого контакта у «сбитого летчика» Волкера с хозяином Белого Дома нет. Его бывший непосредственный шеф Рекс Тиллерсон вовсе выступал за ликвидацию постов спецпредставителей как таковых, однако его отставка помешала реализации этого плана. Его преемник Майк Помпео своей позиции относительно института спецпредставителей пока что не обозначил, однако очевидно, что интенсивные контакты между ним и Волкером не осуществляются. По сути дела, спецпредставитель по Украине оказался предоставлен сам себе и действовал в соответствии со своими взглядами и наставлениями своего ныне покойного учителя.
Между тем, главной функцией Волкера было создание постоянно действующей переговорной площадки с помощником Президента России Владиславом Сурковым, курирующим вопросы отношений с народными республиками Донбасса.
Вашингтон рассчитывал, что «комиссия Волкер—Сурков» сможет заменить и вытеснить Минские соглашения и Нормандский формат, которые категорически не устраивают США своим официальным статусом.
За решение поставленной задачи посредника Волкер взялся своеобразно. Первым делом он отправился в «зону АТО», то есть на оккупированную украинскими формированиями территорию ЛДНР, где делал, облачившись в бронежилет, многочисленные селфи с карателями. Ну, разве что, подобно Бжезинскому не стрелял из пулемета «в сторону русских».
Накануне первой встречи его с Сурковым глава МИД России Сергей Лавров отметил, что российской стороне важны не столько предложения Волкера, сколько «интересно, какое представление о нынешнем положении дел составил американский специальный представитель».
И американец не обманул ожиданий главы российского внешнеполитического ведомства — на всем протяжении своей миссии он только и делал, что рассказывал о своих представлениях обо всем — о народных республиках, о Минских соглашениях и о России, которой, как он заявил Die Presse, «больше нельзя ничего прощать и нужно вести себя с ней жестко».
Волкер прямо призывал Киев к войне с нашей страной. «Я убежден, что Россия испугается прямой конфронтации, поскольку она знает, что не переживет ее», - заявил спецпредставитель США на Украине.
«Это военный конфликт. И там будет военное решение. Вопрос заключается лишь в том, каким оно будет», - отметил Волкер, отметив важность предоставления Киеву военной помощи.
«Вместо того чтобы косвенно говорить об этом конфликте без упоминания Кремля, Вашингтон теперь прямо называет территории, находящиеся под контролем сепаратистов, оккупированными Россией», - гордится Волкер своими достижениями, удивляясь при этом, что его посредническая миссия ни к чему не привела.
«Я очень доволен позицией США, но не доволен результатами, потому что никаких результатов нет», - сетует он, выступая за ланчем в Центре национальных интересов.
После каждой из четырех состоявшихся встреч Волкера с Сурковым оба участника констатировали, что главным (и, вероятно, единственным) достижением был факт ее проведения. А американец по традиции в промежутках между контактами делал по несколько откровенно хамских заявлений в адрес нашей страны.
В конце концов, российская сторона усомнилась в целесообразности этих контактов, и с 26 января 2018 года их больше не было, несмотря на заявлении Волкера о готовности их продолжить.
Честно говоря, трудно представить себе, какие именно задачи собирался решить в ходе переговоров американский представитель, действуя таким образом.
Успех любых переговоров в значительной степени зависит от умения их участников сформировать хорошие личные отношения и не раздражать оппонента. Удивительно, что такие азы профессии оказались скрыты от «дипломата» и сотрудника ЦРУ Волкера.
Таким образом, переговорный трек Волкер—Сурков, с коим связывались надежды относительно сближения позиций Вашингтона и Москвы по Донбассу, оказался провален.
В мае прошлого года замглавы МИД России Григорий Карасин сообщил, что в переговорах по Донбассу Москвы и Вашингтона, то есть Суркова и Волкера, взята определенная пауза, отсутствуют даже приблизительные сроки их следующей встречи в виду неочевидности того, что их продолжение целесообразно.
После этого Волкер, с которым в Москве отказались разговаривать, смог почти полностью посвятить себя участию в предвыборной кампании Порошенко (никаких других дел за ним в этот период замечено не было). На этой ниве он достиг «успехов», аналогичных тем, каких добился на ниве переговоров.
Таким образом, к сегодняшнему дню Волкер подошел с полным набором всевозможных провалов по всем направлениям, находясь к тому же в личном «черном списке» Трампа. Собственно, тот факт, что он до сих пор остается на посту спецпредставителя, может быть связан с тем, что американский президент сегодня не слишком интересуется Украиной.
Осознав, насколько его положение незавидно, Волкер начал предпринимать попытки его улучшить. Прежде всего, он постарался установить нормальный контакт с Зеленским. Ради этого он прилетел в Торонто в тот момент, когда там находился новоиспеченный украинский глава. Добившись аудиенции, Волкер объявил, что встреча Зеленого с Трампом — вопрос ближайшего будущего и в духе Хлестакова пообещал содействовать в этом вопросе. Подобные обещания, если учесть тот факт, что он сам не имеет доступа к хозяину Белого дома, характеризуют Волкера, как человека неадекватного или вполне сознательного обманщика.
Также Волкер объявил Зеленскому, что видит его «лидером нормандского формата», и что в Вашингтоне убеждены — проводимые реформы «позволят Украине оторваться от наследства прошлого».
Судя по всему, бывший комик «купился» на лесть и обещания американского афериста. Во всяком случае украинские СМИ широко освещали эту встречу.
Далее Волкер попытался оживить трек Волкер—Сурков, ради чего 7 июля позвонил своему кремлевскому визави, о чем сам же и поспешил рассказать «Голосу Америки». Судя по его рассказу, разговор был беспредметный …по той простой причине, что реальный предмет обсуждения явно отсутствовал.
Волкер заявил, что обсуждали «грядущую встречу» в «нормандском формате». Но, как известно, в Кремле до сих пор не обозначили своей готовности не только к встрече с Зеленским, но и к официальному признанию его в качестве президента Украины.
И сам Волкер заявил, что возвращение за стол переговоров может состояться после того, как на Украине пройдут выборы в Верховную Раду, что назначены на 21 июля. Только после этого станет понятно будущее Минских соглашений.
«Я связывался с российским партнером на переговорах Сурковым, просто чтобы узнать, считает ли он это время подходящим для встречи. Мы еще не знаем, состоится встреча или нет. Если да, это будет чуть позже летом, возможно», - отметил Волкер.
Таким образом, очевидно, что тема для обсуждения, как таковая, отсутствует — при наличии стольких неизвестных строить планы невозможно.
Так чего ради он звонил? Исключительно для того, чтобы показать кому-то в Вашингтоне, что его контакт с Сурковым не утрачен, что он держит ситуацию под контролем, и консультации с его собеседником продолжаются.
Но при этом Волкер не удержался, чтобы не пнуть Москву снова.
«К сожалению, мы не слышали значительных новостей от России. Они до сих пор говорят, что за все несет ответственность Украина, и говорят, что на них — никакой ответственности, и Украина должна проводить переговоры с двумя сепаратистскими так называемыми народными республиками, которые они создали в Украине. Поэтому сейчас со стороны России это не выглядит многообещающим. Однако, сам факт проведения встречи является, возможно, полезным», - заявил Волкер.
На деле американский спецпредставитель попросту пытается использовать Владислава Суркова для того, чтобы укрепить свое пошатнувшееся реноме и как-то закамуфлировать свою несостоятельность в качестве переговорщика.
Очевидно, что помощник президента РФ просто не ожидал, что представитель великой державы окажется мелким аферистом. Впрочем, скорее всего, Сурков на эту удочку больше не попадется. И с Волкером встречаться не станут.
Сам же факт его нахождения на посту спецпредставителя может означать практически полную потерю интереса Белого Дома и госдепа к происходящему на Украине. Еще нельзя исключать и «кадровый голод» в высших эшелонах американской власти, вынуждающий ставить на ответственные посты нечистоплотных, неадекватных и некомпетентных людей.
После того, как Дональд Трамп в своей речи на 4 июля заявил о «воздушных победах» американской армии и захвате ею неприятельских аэродромов в ходе войны за независимость США (1775-1783), можно ничему не удивляться.