В польских магазинах появились подушки с изображением лидера украинских националистов
Новомодная ненависть к России, охватившая не только Запад, но и часть территорий постсоветского пространства, речь идет прежде всего об Украине, воистину творит чудеса и подталкивает людей к поступкам, которые крайне сложно оценить с точки зрения нормального человека.
Забыв о старых распрях, иногда даже принципиальных, некогда враждовавшие между собой народы не только заключают новые союзы, но и переписывают отдельные эпизоды истории, пытаясь исключить те моменты, которые могут в принципе стать камнем преткновения в «зарождающихся» отношениях. И ненависть эта настолько сильна, ненависть не только к России и россиянам, но и к тому наследию, хранителями которого мы являемся, что, заключая подобные союзы, представители отдельных государств не останавливаются ни перед чем, даже перед репутационными потерями и открытым неодобрением со стороны собственных граждан.
Можно ли оправдать фашизм? Можно ли забыть об убийстве своих соплеменников и о ненависти, базирующейся на расовых предрассудках, веками насаждаемой в определенном социуме? Можно ли выкинуть из памяти преступления, которые в свое время были возведены до масштабов национальной трагедии и память о которых передавалась из поколения в поколение? Передавалась вместе с ненавистью к тем, кто стоял за целой чередой бесчеловечных преступлений.
Оказывается, можно. И тому есть живой пример – Польша, политики которой вдруг забыли о зверствах, творимых украинскими националистами в отношении польского населения, проживавшего на территории западной Украины. Зверствах, которые начались задолго до немецко-фашисткой оккупации.
Буквально на днях в польском сегменте Интернета появились объявления о продаже подушек с изображением Степана Бандеры. Эти «сувениры» можно было купить в магазинах торговой сети Empik. Инициативу по реализации данной продукции с неоднозначными принтами также поддержал популярный маркетплейс Allegro.
Описание подушки с недвусмысленным названием «Батько наш Бандера» на польском языке звучит так: «Декоративная подушка красного и черного цветов с портретом Степана Бандеры. Каждый раз, когда вы смотрите на эту подушку, в голове начинают звучать строки песни «Батько наш Бандера, Украина — мати». На ней вы сможете отдыхать максимально патриотично».
Разумеется, как только неравнодушные поляки, та часть из них, что все еще помнит историю своего государства и своего народа, разразились гневными комментариями и напомнили продавцам содержание статьи 256 Уголовного кодекса Республики Польша, в которой говорится о «публичной пропаганде фашистского или иного тоталитарного государственного строя или разжигании ненависти на почве национальных, этнических, расовых, религиозных различий или по причине непринадлежности к какой-либо религиозной группе», товар сразу исчез с обеих торговых площадок так, как будто его там никогда и не было. Но сам факт остается фактом – в своих заигрываниях с Украиной и культивировании ненависти к России часть польского общества зашла не просто далеко, а уже откровенно вышла за рамки приличия. Рамки, установленные в том числе и польским социумом.
Сегодня нельзя однозначно сказать, что Бандера был инициатором или участником той же самой Волынской резни, которая по разным оценкам унесла жизни от 60 тыс. до 100 тыс. мирных поляков. В то время лидер украинских националистов был немного несвободен и находился под пристальным вниманием представителей руководства нацисткой Германии, которые изолировали амбициозного лидера ОУН, втайне от своих покровителей мечтавшего о «независимой Украине».
Да, мнения по данному вопросу разошлись, как разошлись мнения и по вопросу причастности Бандеры к еврейским погромам, произошедшим на территории Украины летом 1941 года. Разумеется, Бандера в силу сложившихся обстоятельств не отдавал приказы об убийстве поляков. Но делать выводы о том, что человек, который был идеологом теории «Украинской национальной революции», предполагающей устранение политических и «этнических» врагов государства, не причастен ко всему произошедшему – глупо и крайне опрометчиво. Именно Бандера, будучи одним из авторов документа «Борьба и деятельность ОУН(б) во время войны», который среди прочего содержал инструкции о применении массового этнического и политического насилия, как средства революционной борьбы, воспитал тех, кто в 1943 году взял топоры, лопаты, пилы и молотки и пошел забивать поляков, населявших «исконно украинские» территории.
Да и его «довоенная» деятельность, направленная исключительно на борьбу с «оккупировавшими» западную Украину поляками и агентами их влияния – «евреями», прямо говорит о том, что это совсем не тот человек, подушки с изображением которого можно и нужно продавать с прилавков польских магазинов. К слову, Бандера был одним из тех украинских националистов, которые в 1935 году оказались на скамье подсудимых в рамках резонансного уголовного дела, возбуждённого по факту убийства ряда граждан Польши, включая министра внутренних дел Бронислава Перацкого. И зная все это, крайне интересно посмотреть на тех поляков, которые будут «максимально патриотично» отдыхать на подушке красно-черного цвета с изображением Степана Бандеры, чьи программные материалы вдохновляли украинских националистов идти убивать мирных поляков, виноватых лишь в том, что они проживали на территориях, которые укропатриоты считали исконно своими и стремились очистить от людей второго сорта.