Имитация как основа западной политики
В воскресенье, 16 января, стало известно, что министр иностранных дел Германии Анналена Бербок на следующий день посетит Киев, где проведет переговоры с Владимиром Зеленским и Дмитрием Кулебой, а во второй половине дня отправится в Москву на встречу с главой МИД России Сергеем Лавровым. Как сообщает Der Spiegel, и в России, и на Украине будут обсуждаться вопросы напряженности на российско-украинской границе и двусторонние отношения.
Эти поездки станут для Анналены Бербок первыми в качестве главы внешнеполитического ведомства. До этого она занималась главным образом партийной работой, однако, несмотря на отсутствие опыта на новом поприще, она с ходу взялась за одно из самых сложных направлений – посредничество, да еще и в форме «челночной дипломатии», требующей настоящего мастерства и исключительной деликатности, чем новоиспеченный фрау министр явно не обладает.
К этому можно прибавить, что ее визит происходит не в самых благоприятных условиях, и ей не рады даже на Украине, где обычно приезд любого западного представителя, тем более столь высокого ранга – огромный праздник.
Так, на приехавшую Бербок и на Германию, которую она представляет, с резкой критикой обрушились националисты, упрекающие Берлин в «наиболее антиукраинской позиции в Европе», блокировании оружейных поставок Киеву, требовании от него выполнения Минских соглашений, участии в «Северном потоке-2» и препятствии созданию «Балто-Черноморского союза».
А небезызвестный нацист Ярош и вовсе потребовал от ФРГ репараций. «Если власти Германии по сей день выплачивают миллиардные репарации Государству Израиль, то почему они, власти ФРГ, которые несут непосредственную ответственность за действия национал-социалистической Германии, не должны выплачивать репарации украинцам? Ведь нас, украинцев, погибло во время Второй мировой войны гораздо больше, чем евреев», – заявил Ярош.
Официальный Киев также накануне визита главы МИД Германии разразился претензиями. «Люди на Украине крайне разочарованы. Теперь настал момент истины относительно того, кто настоящий товарищ… Поэтому я обращаюсь к правительству Германии и лично к министру иностранных дел Анналене Бербок с требованием срочно оказать помощь Украине и поставить необходимое оборонительное вооружение», – заявил посол Украины в Германии Андрей Мельник.
Но если в Киеве хотят говорить о поставках оружия и немецком давлении на Россию, у Бербок несколько иная повестка. Она, как сообщили германские СМИ, собиралась говорить о выполнении Минских соглашений и «возобновлении Нормандского формата».
То есть, киевский саммит будет напоминать комедийные фильмы режиссера Рогожкина, где каждый говорит о своем и на своем языке. Впрочем, провал миссии Бербок в Киеве окажется несколько смикширован приездом на Украину Порошенко, вызвавшим куда больший информационный резонанс.
Нет оснований полагать что фрау министр достигнет большего успеха и в Москве. Заявленные темы о «снижении напряженности на границе» обречены на провал, поскольку она исходит из двух моментов, совершенно неприемлемых для России. Прежде всего, потому, что Бербок намерена «требовать выполнения Минских соглашения обеими сторонами, то есть российской и украинской стороной», хотя Россия является посредником, а не стороной конфликта и, соответственно, никак не может выполнять условия договоренностей, о чем Кремль неоднократно заявлял.
Вторым неприемлемым моментом является вопрос об «отведении российских войск от границы Украины». Москва так же неоднократно заявляла, что перемещение частей и соединений ВС РФ по территории России является сугубо суверенным делом нашей страны, которое она не намерена ни с кем обсуждать. Кроме того, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прямо указал, что российские войска останутся в приграничных районах в связи со все возрастающей угрозой со стороны НАТО и его союзников.
Строго говоря, новая глава немецкой дипломатии рискует, что в Москве ей могут указать, что она приехала не по адресу и отправить в Донецк и Луганск, с которыми, согласно Минским соглашениям, Киев и должен договариваться. Но у Бербок на это случай приготовлены и другие темы.
«Список конфликтных вопросов, о которых мы должны говорить, длинный. В последнее время они бросают всё более мрачную тень на возможности для сотрудничества, которое приносит пользу людям в обеих наших странах: в науке и культуре, в торговле и инвестициях, в возобновляемой энергетике, в борьбе с климатическим кризисом, который всё больше ощущается и в России. Сотрудничество с гражданским обществом, в частности, очень важно для нас. Я также хочу поговорить об этих возможностях с моим российским коллегой — и о том, как мы можем создать условия для их лучшего использования», — приводит слова министра сайт МИД ФРГ.
Вполне вероятно, что Сергей Лавров вполне благосклонно выслушает молодого немецкого коллегу, рассуждающего о науке, культуре и торговле с инвестициями. А на иное Бербок, скорее всего, и не рассчитывает.
Даже не имея необходимого опыта, она все же разумный человек и понимает, что это максимум на что она может рассчитывать. Но, скорее всего, ей важен не результат, а сам факт «челночных визитов», дабы заработать у себя на родине реноме энергичного, деятельного и решительного человека, ставящего перед собой амбициозные задачи.
Дело в том, что ситуация с требованиями Москвы по безопасности остро обозначила вопрос с утратой субъектности европейскими странами и вызвала резкую критику в адрес их руководства. Вот Бербок и пытается показать немцам, что она способна вести свою игру без оглядки на Вашингтон и Брюссель и даже подвизаться на поприще посредничества.
И по приезду домой она вполне может попытаться заработать бонусы у части местной аудитории, рассказав, как она «жестко поговорила с Лавровым», потребовав от него не «провоцировать газовый кризис в Европе», соблюдать права человека и прекратить «угрожать Украине».
Ведь не секрет, что в последние годы вся западная политика превратилась в имитацию, ориентированную не на результат, а на создание образа. Такой подход, принося успех конкретным персонажам, завел все западное сообщество в глубокий кризис, который мы сегодня наблюдаем, из которого оно не знает, как выйти.