В Киеве всё еще надеются на Меркель
Украинский президент демонстрирует всё больший отрыв от реальности. На недавней пресс-конференции в Киеве он объявил журналистам, что канцлер Германии отправилась в Москву перед визитом в Киев, чтобы получить от Кремля гарантии на продление украинского транзита газа. «Я не жду, что канцлер приедет с подарками в Киев. Этого она не делала даже в прошлые годы. Я надеюсь, что Ангела Меркель и Владимир Путин достигнут определенного согласия, с которым она прибудет в Киев. Это могут быть гарантии для Украины. Например, то, что Россия согласится на поставку минимальных объемов газа, который будет транспортироваться по газопроводной системе Украины в ЕС», – сказал Владимир Зеленский.
Прежде всего, он явно «поскромничал», ведь большего подарка, чем продление украинского транзита, после пуска «СП – 2» ему и представить трудно. Только вот шансов на это немного. И уж совсем странно, рассчитывать, что Ангела Меркель совершает свой прощальный визит в Москву, чтобы добиться каких-то преференций для Украины.
На самом деле канцлер прибыла в столицу России вовсе не для того чтобы требовать. «Меркель едет в Москву не просто сказать Путину «До свидания!». Нет, она понимает, что с Россией нужно воссоздать стратегический диалог, особенно в сфере международной безопасности. Проблему Афганистана Америка уже решать не сможет. Европа не представляет себя актором на международной арене без США. Придется перестраиваться. Без содействия России Европе на Ближнем Востоке не на что надеяться», – пишет в своем Телеграм-канале немецкий политолог Александр Рар.
Более того, он указывает, что Меркель – скорее проситель, поскольку она ищет у Путина помощи в надвигающемся новом миграционном кризисе. «На главный план в Германии выходит опасность громадного, в двадцать-тридцать раз большего потока афганских беженцев через Турцию, которые могут оказаться возле границы Германии через несколько недель, как раз во время выборов. У Меркель есть план: платить деньги, точно так же, как Турции, центральноазиатским государствам, чтобы они держали границу на замке. В Германии хотят, чтобы центральноазиатские государства принимали беженцев и оставляли их у себя… Конечно, Германия хочет, чтобы Россия – главная страна в ОДКБ и в ЕАЭС – посодействовала тому, чтобы план с мигрантами реализовался», – указывает эксперт.
В ноябре 2019 года глава МИД Германии Хайко Маас заявил, что транзит российского газа через Украину должен продолжаться, и, вероятно, именно из этих утверждений и исходит Зеленский, которому, наверное, невдомек, что за два прошедших года ситуация радикально изменилась. Прежде всего, «Северный поток – 2» практически достроен, что уже как бы значительно обесценивает любые «гарантии» Киеву. Кроме того, сказанное Маасом было произнесено для успокоения американцев и снижения их давления на Германию в вопросе строительства газопровода. Но сегодня и Вашингтон уже имеет гораздо меньше рычагов давления на Берлин. Да и вопрос украинского транзита его волнует на фоне нынешних событий меньше всего.
Ну а что для самих немцев, то теперь украинский хаб является для них прямым конкурентом. Да и не для того они столько времени отчаянно сопротивлялись давлению США, чтобы отстаивать возможность Киева паразитировать на энергетическом наследии СССР. Ну, и как вишенка на торт – Владимир Путин поручил канцлеру ФРГ повлиять на президента Украины Владимира Зеленского, ведущего себя неадекватно.
«Не может не тревожить и то, что на Украине был принят целый ряд законов и подзаконных актов, по своей сути противоречащих Минским соглашениям. Складывается впечатление, что руководство этой страны приняло решение в принципе отказаться от мирного разрешения ситуации. В этой связи еще раз просим госпожу федерального канцлера, в том числе и с учетом предстоящего визита в Киев, повлиять на украинскую сторону в плане выполнения всех ранее взятых на себя обязательств». – сказал президент России в ходе совместной пресс-конференции с Меркель после переговоров в Москве, подчеркнув роль Меркель в урегулировании конфликта на Донбассе.
Возвращаясь же к возможности продолжения украинского транзита, то, в принципе, он может быть сохранен, но для этого необходимо соблюдение ряда условий. Прежде всего, необходим высокий спрос на российский газ в Европе, обеспечить который будет сложно без украинского газопровода. Необходимы приемлемые цены на транзитные услуги и гарантированная техническая надежность системы. Но самое главное – Киев, если он действительно собирается сохранить статус транзитера, должен отойти от агрессивной риторики, враждебных действий и политических спекуляций. Но поскольку киевский режим – сам себе «злобный Буратино», надеяться на это не приходится.