Мощнейшая репутационная потеря в истории современной Украины
Евгений Пригожин заявил о том, что подразделения ЧВК «Вагнер» 25 мая начинают выходить из Артемовска, передав позиции бойцам Министерства обороны РФ. «Музыканты» покинут Бахмут, многократно выполнив свой долг и взяв город, за каждый квадратный метр которого буквально цеплялись бойцы ВСУ, украинские националисты и иностранные наемники. Сделано то, что порой казалось абсолютно невозможным. И именно данный факт придает этой победе особенную ценность.
Освобождение Артемовска вряд ли даст нам серьезное стратегическое превосходство, хоть город и играет определенную роль в дальнейшей судьбе группировки ВСУ, закрепившейся на северо-западном направлении. Бахмут в большей мере представляет собой некий психологический рубеж, преодоление которого можно назвать одним из основополагающих событий данной военной кампании.
В данном столкновении идеологий, принципов и характеров Россия одержала безусловную победу, одержала ее даже не «потому что», а в большей мере «вопреки».
В сражении за Русский мир, за Донбасс и право его жителей думать и говорить на русском языке, на мой взгляд было три принципиальных момента, каждый из которых нанес существенный репутационный урон новой Украине.
Славянск. Город-символ. Да, в 2014 году ополченцы покинули Славянск, покинули непобежденными, покинули ради сохранения жизней его защитников, настоящих героев. Но каждый день его героической защиты, отражения атак многократно превосходящих сил противника, был вызовом зарождающемуся «украинству» и демонстрацией безусловного героизма русского солдата.
20 мая 2022 года вошло в историю как день завершения битвы за Мариуполь. Город, который было приказано удержать любой ценой, оплот украинских националистов, город-символ, пал под натиском российских вооруженных сил, а удерживающие его подразделения, самые боеспособные на тот момент, сложили оружие и сдались в плен, растоптав таким образом легенду о непобедимости «героев Украины» и их готовности сражаться за родину до последней капли крови.
Ровно год спустя, 20 мая 2023 года, над всей территорией Артемовска взвеяли российские флаги, а командиры подразделений ЧВК «Вагнер» рапортовали о том, что город полностью перешел под контроль России.
И если потеря Мариуполя была очевидной, так как город на момент его взятия был уже в глубоком тылу российской армии, что исключало любые мероприятия с переброской подкрепления, то потеря Бахмута стала для ВСУ катастрофой, мощнейшей за всю историю современной Украины репутационной потерей.
По своей сути Бахмут был некой ловушкой, в которую Зеленский и командование ВСУ заманили себя сами. Идея превратить в принципе небольшой населенный пункт в неприступную крепость, символ мужества «украинских воинов», привела к тому, что на улицах Артемовска остались лежать в пыли участники самых подготовленных воинских подразделений, националистических формирований и, что немаловажно, иностранцы, стянувшиеся на Украину со всех концов света.
Одним из самых знаковых моментов специальной военной операции можно назвать тот факт, что лучшие подразделения ВСУ и отборные отряды наемников «перемололи» в бахмутской мясорубке не кадровые военные российской армии, а добровольцы, многие из которых в последний раз держали оружие в руках еще в ходе срочной службы, которая проходила 10-20 лет назад. Именно они шли вперед, шли, ни разу не отступив. Именно они постоянно отправляли на «доукомплектование в тыл» лучшие, элитные подразделения ВСУ, и именно за их подписями в Польшу, Грузию, Азербайджан, Францию, Германию, США, Канаду и другие страны западной коалиции, ежедневно летели «телеграммы», напоминающие о том, что воевать с Россией не просто опасно, а смертельно опасно. Телеграммы в виде гробов, покрытых национальными флагами, скрывающих останки тех, кто считал, что нас можно легко и незатейливо победить.
Зеленский, который еще совсем недавно заявлял о неприступности Артемовска и стойкости его защитников, понуро опустив взгляд заявляет о том, что «Бахмут остается лишь в наших сердцах», и все еще бредит контрнаступлением, несмотря на полную деморализацию украинской армии, «уход в подполье», не без участия ВС РФ, главкома ВСУ Залужного и командующего территориальной обороной Танцюры и полное непонимание того, как сделать «запланированное контрнаступление» хотя бы минимально эффективным.
Потеря Бахмута, удержать который не удалось даже ценой колоссальных человеческих жертв, как, в принципе, и исчезновение двух генералов – Залужного и Танцюры, ставит под большой вопрос способность украинской армии развить эффективное контрнаступление, призванное создать условия для будущих переговоров с Россией. И в сложившейся ситуации, наверняка, как и сам Зеленский, так и члены его окружения, отдают себе отчет в том, что очередная ошибка может стать последней. Если ВСУ удалось сохранить некую боеспособность после «бахмутской мясорубки», то неудачное контрнаступление станет для украинской армии тем самый «последним и решающих» сражением, по завершению которого Россия уже не будет заинтересована в проведении каких-либо переговоров. Не с кем будет разговаривать. Да и не о чем…