“Я служил в ВДВ, а у нас, десантников, свои принципы, девиз «никто, кроме нас!» никто не отменял”
Война позволяет правильно оценить человека. В экстремальных условиях ярко и четко раскрываются все грани человеческого устроения, выявляя скрытые свойства натуры. Благородный порыв, бывает, и слабого стимулировал на подвиг, а человек озлобленный нередко достигал глубины нравственного падения.
О своем побуждении приехать на Донбасс Владислав рассказывает просто: «я служил в ВДВ, а у нас, десантников, свои принципы, девиз «никто, кроме нас!» никто не отменял.
Владислав Шинкарь, «Шиба», уроженец Донецка, перед войной 15 лет прожил в Москве, где обзавелся семьей и имел свой небольшой строительный бизнес. За событиями на майдане следил внимательно, понимая, что дело идет к гражданской войне. Сожжение людей в Одессе для него, как и для многих добровольцев, стало отправной точкой, побудившей взять в руки оружие. Жене сказал, что хочет проведать маму и под этим предлогом в конце мая приехал в Донецк.
В «Восток» он прибыл целенаправленно, еще в Москве списавшись с представителем батальона, и через несколько дней под Карловкой принял боевое крещение. Тогда ополченцы совершили дерзкий налет на логово нацбата «Донбасс», неплохо потрепав карателей.
- Первый состав националистических батальонов «Азов», «Айдар», «Донбасс» и проч. - были фанатики-националисты, от которых хотели поскорее избавиться представители новой власти, криминальные элементы, зачастую выпущенные с тюрем, а также должники «Приватбанка». У человека просроченный кредит, приходит коллектор и объясняет, или погашай, а если нечем, можно отработать долг в «АТО»… или будут серьезные проблемы. Многие соглашались. Местное население они откровенно ненавидели и относились к людям хуже, чем немцы во время ВОВ.
В период активной фазы военных действий «Шиба» прошел горнило боевых сражений: оборонял Пески, Саур-Могилу и авдеевскую промзону, отбивал Ясиноватую и противостоял «киборгам» в развалинах донецкого аэропорта. Принимал участие в Дебальцевской операции.
Больше всего его поразило пренебрежение, с которым командование ВСУ относилось к собственным бойцам.
- На последней стадии штурма нового терминала аэропорта нам удалось подорвать опорные стойки, и помещение рухнуло. «Киборги» были завалены и уже не способны к нормальному сопротивлению. Мы им несколько раз предлагали сдаться. Некоторые прибегали к нам по одиночке. Но командование запретило сдаваться в плен, тем самым обрекая бойцов на верную смерть. А когда перебежчиков стало больше, со стороны Авдеевки украинские «грады» дали несколько залпов по своим позициям. Жертв было очень много.
По его мнению, гражданская война на Донбассе инспирирована американскими спецслужбами с целью втянуть в конфликт напрямую Россию. Украинскую армию готовят натовские инструкторы, причем совершенно этого не стесняясь, чтобы руками гордых аборигенов воевать с РФ до последнего украинца. Им нужна точка напряженности у границ РФ, которую Вашингтон будет всячески поддерживать.
- Это бессмысленная и очень жестокая война. США приложили огромные усилия и средства, чтобы стравить один народ между собой. Мы не хотим захватывать Украину. Наша задача, чтобы Украина стала здоровым организмом, где разные взгляды имеют право на жизнь.
В светлый праздник Христова Воскресения 12 апреля 2015 года «Шиба» с водителем сопровождали группу журналистов на Жабуньках. Неожиданно завязался бой, и рядом с ним разорвался снаряд ПТУР.
- Я предупреждал журналистов, что на православные праздники ВСУ всегда активизируются. Но они хотели посмотреть, как соблюдается перемирие. Я потом узнал, что за нами укры все это время наблюдали с четырехэтажки. Видно, решили поохотиться на Пасху и отработали по нам. Бой длился два часа, потом нас деблокировали.
Разрыв ПТУРа пришелся между «Шибой» и его водителем «Громом». Обоим ампутировали ноги и начался долгий процесс реабилитации. На протезы скидывались всем миром, часть денег выделила часть, часть собирали волонтеры. Вскоре ребята вновь стали на ноги, пусть и железные, но начали ходить.
«Шиба»вернулся в часть и какое то время занимал прежнюю должность замкомроты по работе с личным составом. Часто навещал раненых, своим примером давая стимул многим дальше жить.
Текущее окопное противостояние на фронте, по его мнению, самая тяжелая фаза войны, которую должен вынести настоящий воин.
- Я не разделяю мнение людей, которые говорят, что раз нет активных боевых действий, мне в армии делать нечего. Те люди, которые ушли, они показали, что не готовы были воевать. Это изнуряющая война, но гражданское население никуда не делось. Я взял оружие, объявил себя военным, чтобы защищать боле слабых, и получается, когда боевые действия закончились, я оставляю автомат, ухожу, и эти гражданские остаются один на один с обозленной потрепанной сворой противника. В том-то и дело, что самое тяжелое - нести сейчас это бремя на себе. Это тяжелая неблагодарная работа, которую кто-то должен делать. Приедешь на позицию, да видно в глазах бойцов непонимание и пустота, но за этим в глубине скрывается адекватный человек. Он понимает, что именно сейчас в окопе его место, показать противнику силу духа защитников родной земли.
В корпус стали вводить новых офицеров, советников, военспецов, которые не всегда понимали специфику текущего конфликта. У «Шибы» начались разногласия с начальством и он подал рапорт на увольнение. Сейчас Владислав активно занимается помощью и реабилитацией раненых, освоил фехтование и проводит воспитательную работу среди подростков.
Обстановка на линии соприкосновения, по его мнению, в ближайшее время не претерпит существенных изменений. США в преддверии президентских выборов и до их окончания врят ли дадут команду форсировать события на Донбассе.
- В ближайшее время я не жду активных боевых действий, потому что их последствия будут разрушительными для государства Украина. Если это в целях американцев, они будут пытаться это сделать. В своей массе люди на Украине не хотят воевать, и заставить их будет очень трудно. Есть, конечно, экономические круги, которые в этом заинтересованы, и есть упертые наци, которые мотивированы, но гибнуть не хотят. Но в целом народ на бойню не погонят.
За это время они поняли, что здесь пешочком не пройдешься, а если решатся действовать по балканскому сценарию, то это уже геноцид. У них был шанс это сделать в 2014 г. Поэтому, я думаю, они ограничатся дальнейшими провокациями на линии соприкосновения.
По мнению «Шибы», Зеленский сейчас сосредоточится на информационном воздействии, зная тяжелую социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на неподконтрольной Киеву территории Донбасса. Новый президент Украины является этаким борцом с коррупцией. Он ездит по стране, наводит порядок, снимает чиновников. Обещает социальные преобразования. Создается телевизионная картинка, отвечающая запросам общества, и его рейтинг высок как никогда. И это транслируется, в том числе, и на территории ЛДНР.
Однако, большинство оставшихся жителей республик, несмотря на все лишения и несправедливости, ментально считают себя русскими людьми и тянутся в Россию. Украина для них была и остается чужая, и запихнуть обратно несколько миллионов человек не получится, даже если будут обещать золотые горы, уверен «Шиба».