Самой незащищенной категорией населения в ДНР являются ее защитники
В ДНР проблема социальной незащищенности ветеранов вялотекущего конфликта на Донбассе приобретает острый характер. Тысячи добровольцев, которые в 2014-2015 г. получили увечья, защищая родную землю, оказались чужими для чиновников, оккупировавших за их спинами высокие кабинеты.
Михаил Кошман, позывной «Кацап», взял в руки оружие после расстрела родной Марьинки. 11 июня 2014 года «освободители» выпустили по спящему поселку пять пакетов «градов». Жертв было очень много. Останки разорванных тел порой находили разбросанными в радиусе ста метров.
«Такого страха в глазах людей я не видел в фильмах ужасов», - вспоминает Михаил про тот день.
Вступив в ряды ополчения, он не думал о каком-то статусе, льготах и привилегиях, положенных воину. Главное было остановить опьяненного кровью звереющего врага, руководствуясь принципами, которые подсказывала совесть.
Михаил прошел все ужасы горячей фазы боевых действий 2014-2015 годов, как и положено солдату, довольствуясь малым, своей храбростью заслужив любовь и уважение сослуживцев.
«Тогда в окопах были лучшие люди. Я здесь на войне даже встретил чукчу с высшим образованием, который пишет книги. Мы жили одной семьей, с одними целями и единым духом, нас нельзя было сломить», - рассказывает «Кацап».
Остановив поползновения внешнего врага, Михаил оказался беззащитным перед врагом внутренним – равнодушием чиновников.
На иждивении у Михаила жена и маленький ребенок. Вражеская мина лишила его конечностей, приковав к инвалидной коляске. Лечение и реабилитационный период занял примерно год. Несмотря на то, что у Кошмана были все подтверждающие документы участника боевых действий, республиканские власти оценили заслуги героя в сумму минимальной пенсии 3200 рублей, заявив, что «его никто не посылал воевать».
Но даже выбить эти крохи оказывается не так-то просто. Для донецких чиновников не важны боевые заслуги перед республикой. Он для них лишь переселенец и вынужден каждый год переоформлять документы, чтоб не лишиться и этих социальных выплат.
Определенное время «Кацапа» поддерживали бывшие сослуживцы, оформив на какую-то должность в части, в рядах которой воевал. Решение, конечно, незаконное, но идя на нарушение закона, командир делал то, что обязаны сделать чиновники - дать семье героя возможность нормально жить.
Но длиться долго это не могло, и Михаила уволили. «Заслуженной» пенсии не хватает даже на то, чтобы оплатить аренду съемной квартиры, не говоря о прочем. Выживать и не сломаться ему дают силы поддержка родственников и сослуживцев. Также помогают волонтеры.
Таких как «Кацап» здесь тысячи. Калек и инвалидов с поломанной психикой и исковерканной судьбой, ставших бельмом на глазу для правящей верхушки. В недавнем общении один республиканский чиновник Михаилу открыто заявил «чего ты жалуешься, я тебя не посылал воевать».
Как это не парадоксально, но самой незащищенной категорией населения в ДНР являются ее защитники. Люди, которым республика обязана своим существованием, не имеют юридического статуса и лишены какой- либо социальной поддержки и льгот, что вызывает справедливую волну негодований.
Закон «о статусе участника боевых действий» был разработан еще в 2015 году, но по неизвестным причинам не принят до сих пор. Первый глава ДНР мотивировал это тем, что любой житель республики, не покидавший ее пределы в разгар боев 2014-2015 года, в какой-то мере сопричастен в той или иной степени с боевыми действиями.
«Вы сейчас говорите о статусе ополченца, поднимаете этот вопрос. Тогда я задам следующий. А как приравнять, воевал человек или не воевал? Давайте подумаем. Водитель троллейбуса на Басе воевал? ... Учитель, который погиб в школе, воевал? Монтеры, которые восстанавливали линии электропередач, подрывались на минах, их снимали снайпера. Они как? Не воевали? Врач, который погиб от разрыва мины, он кто? Ополченец? И таких случаев тысячи. ... 90% населения мужского, так или иначе, участвовали в боевых действиях», - заявил Захарченко на одной из встреч с ветеранами ополчения, сделав из этого логичный вывод, что нужно принять закон о признании всего населения ДНР участниками боевых действий.
Нынешний глава решил завуалировать вопрос имитацией решения проблемы, издав закон «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики», согласно которому «установлены организационно-правовые основы социальной защиты членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики от вооруженной агрессии Украины и не имеющих статуса военнослужащих».
На бумаге все кажется чудесно, однако практического применения он не имел, потому что не был разработан механизм признания человека погибшим в результате боевых действий. И благой почин остался на бумаге.
Также был создан комитет «по социальной поддержке военнослужащих…», который возглавил экс-министр обороны Кононов. Однако результаты его деятельности до сих пор покрыты мраком, а многие «подопечные» даже понятия не имеют о его существовании.
Проблема социального обеспечения ветеранов ополчения и боевых действий остается актуальной и уже выходит за рамки соцсетей. Ветераны ополчения, ощутив на себе чиновничий беспредел, стараются объединяться, чтобы самим решать свои проблемы. Замалчивать вопрос бесконечно не получится. Нарыв рано или поздно выйдет наружу, и какие он будет иметь последствия для людей, сидящих в мягких креслах, покажет история, которая у нас, пока что, пишется кровью.