Фото Кристины Мельниковой
Вечером 16 июня Донецк вновь был обстрелян украинскими войсками. В половину 10 вечера по всей столице ДНР была слышна канонада. На этот раз звуки «прилётов» были слышны не только в прифронтовой зоне и населённых пунктах, находящимися под ударом орудий противника. В районе аэропорта шёл бой. Кроме того, под огнём ВСУ оказались посёлки Жабуньки и Спартак. Бой продлился не больше часа.
Не обошлось без разрушений. В результате прямого попадания загорелась летняя кухня по адресу улица Башкирская 70. Дом находится рядом с храмом святителя Игнатия Брянчанинова и в непосредственной близости от так называемой «дороги смерти», ведущей к терминалам воздушной гавани Донецка. Чудом вышло так, что жильцы не пострадали. Этот дом был одним из немногих, которые остались не тронуты войной. Во время активных фаз вооруженного конфликта 2014-2015 гг. снаряды пролетали мимо, но в более спокойном 2019 году, при «президенте мира» Зеленском, артиллерия ВСУ уничтожила часть дома. Теперь ничто не выбивается из общей военной картины.
Канонаду в тыловых районах столицы ДНР в последний раз слышали так отчетливо в 2017-м во время обострения в районе Авдеевской промзоны. С тех пор район Донецкого аэропорта считался относительно спокойным, если такое слово вообще применимо к «красной зоне». Во всяком случае, местные жители возвращались в свои дома на Октябрьском и 15-м участке, а прошлым вечером гражданские вновь были вовлечены в боевые действия.
Кроме того, в Куйбышевском районе повреждения получил дом по адресу улица Грекова 111. Прямым попаданием была повреждена кровля жилого дома в посёлке Весёлое. В результате обстрела загорелось здание в посёлке Сергеевка.
Также применение ВСУ запрещённого Минскими соглашениями вооружения было зафиксировано сотрудниками СЦКК на юге ДНР. ВСУ выпустили 14 снарядов калибром 122 мм по посёлку Коминтерново. В полночь был зафиксирован обстрел посёлка Безыменное. Выпущено 20 снарядов 122 мм.
Глава ДНР Денис Пушилин связал обострение на фронте с грядущими переговорами в Минске. Для Донбасса уже давно стали нормой локальные обстрелы накануне дипломатическим встреч с Украиной. Но сейчас ситуация не стандартная, так как на Украине сменился лидер, и у кого-то ещё оставались надежды на снижение интенсивности военных действий. Обнадеживал прогресс в переговорном процессе по сравнению с временами, когда украинскую делегацию возглавляла Ирина Геращенко, и любые продвижения были саботированы Киевом. Но обстрелы прошлой ночью ставят под угрозу мирное урегулирования конфликта в Донбассе.
Проблема во многом заключается в американских кураторах украинской власти, которым не выгодно прекращение войны. Совпадение или нет, но представители американского политического истеблишмента были замечены на линии фронта в Донбассе накануне обострения. Украинские издания тиражировали снимки с экс-директором ЦРУ Дэвидом Петрэусом в штабе так называемой операции объединённых сил в Авдеевке. Вместе с американским генералом на позиции ВСУ прибыл Джон Хёрбст, директор Евразийского центра «Atlantic Council», экс-посол США на Украине, при котором произошла «Оранжевая революция» в 2004 году.
А в это время украинский президент Владимир Зеленский находится с визитом в Париже. Во французской столице он обсуждает стартапы, пока в его стране на фронте хозяйничают американские генералы, что приводит к тому, с чем бывший шоумен обещал бороться — войне. Отмечается, что во время своего пребывания во Франции Зеленский встретится с Макроном. Пока неизвестно планирует ли глава украинского государства обсудить со своим коллегой проблемы срыва мирного процесса в Донбассе по вине Киева. Но даже если этот вопрос и будет поднят, то очевидно, что украинская сторона в очередной раз обвинит во всём Российскую Федерацию и ЛДНР.
Хотя в тот час, когда шёл активный бой в районе аэропорта, свидетелями которого стал весь Донецк, офицер ВСУ Анатолий Штефан (позывной«Штирлиц») написал на своей странице в Facebook, что украинская армия «отвечает так, что сепарня в своих пабликах стала пищать». Очевидно, что от подобных заявлений президент Зеленский будет открещиваться, когда придётся перед международными партнёрами и собственным народом оправдываться, почему ему так и не удалось вернуть мир в Донбасс любой ценой.
В Донбассе же люди лишены надежды на прекращение огня со стороны Украины. Даже последние оптимисты разочарованно опустили руки. Жители Республик видят единственный выход из сложившейся ситуации — признание со стороны Российской Федерации.