В преддверие выборов в украинский парламент мне удалось посетить пригород Горловки, прифронтовой поселок Зайцево, жители которого (по информации ЦИК Украины) являются избирателями 51 избирательного округа, по которому баллотируется известная Надежда Савченко.
Коллизии украинского законодательства таковы, что кандидатам в целях агитации запрещено лично посещать неподконтрольную территорию, однако жители последней считаются избирателями. Формально Центральная избирательная комиссия, что в далеком Киеве, войны как бы не замечает и любой житель, имеющий горловскую прописку, в теории может зарегистрироваться и проголосовать.
Под контролем ВСУ находится небольшая часть бывшей поселковой агломерации. На данный момент там зарегистрированы 2800 избирателей (это при том, что в среднем на один избирательный округ приходится в среднем 150 тыс. человек), за голоса которых будут бороться 26 кандидатов мажоритарщиков. Для примера — на президентских выборах на Украине здесь проголосовали 554 человека и по мнению экспертов, на парламентских выборах явка избирателей не претерпит существенных изменений.
Первым делом отметился в сельсовете, показал документы, рассказал о цели поездки и согласовал маршрут.
- Савченко в гости ждете, грозилась ведь приехать к вам агитировать, - спрашиваю местную чиновницу.
- Приедет она? Ну, ну. Здесь ее просто разорвут, - отвечает с иронией дама.
Накануне нашего визита поселок подвергся снова массированному обстрелу. Четыре дома получили серьезные повреждения, а возгорания своими силами тушили местные жители.
- МЧС к нам не ездят, боятся, им запрещают, вот и справляемся сами. У меня все время мотор от насоса в речке, а шланги разложены по огороду. Закончили стрелять в полдвенадцатого, выходим на улицу и первым делом смотрим где, что горит, - рассказывает пенсионерка Татьяна Сергеевна.
Дом Татьяны Сергеевны разбит, и старушка перебралась жить к сыну. Но и это ненадежное убежище все посечено осколками. Выбиты все стекла, а натянутая пленка снаружи закрывает деревянные ставни.
По словам жительницы, недавно на позиции в оккупированной части Зайцево заехали боевики «Правого сектора» (запрещеной организации в РФ), и обстрелы значительно увеличились.
- Если раньше мы привыкли, что стреляли в основном вечером и утром, то эти могут начать лупить по нам днем. Зеленский, помнится, стоял на коленях, обещая мир. Вот и посмотрите, какой он нам мир принес — четыре дома разрушенных за ночь! - эмоционально сокрушается собеседница.
Задал вопрос про выборы, про Савченко, которая баллотируется по их поселку.
- Я ее, падлюку, если увижу, все патлы повыдергиваю! Не нужна нам эта Украина. Пусть она обещает все что угодно, мы их обещания здесь видим каждый день.
Возле разбитых домов разгребают завалы хозяева. На мои попытки заговорить люди не обращали внимания, продолжая свое дело. Знакомая реакция, когда на представителей прессы реагируют, как на стервятников. И их я могу понять. Для них мы — заезжие туристы, которые поглазели, пообещали рассказать только правду и уехали. А воз и ныне там. Люди устали от войны, смертей и разрушений. Они нуждаются в конкретной помощи и всех оценивают по делам.
У зеленого забора, разрисованного крестиками, сидит пожилая женщина. Представилась — Наталья Сергеевна. На ее улице люди остались жить в пяти домах, и то — «три бабки, две семьи».
Наталье Сергеевне 90 лет, и она помнит, как освобождала Зайцево Красная армия. Пережив одну войну, она не верила, что придется снова жить под обстрелами.
Про Савченко она слышала, конечно, но ей все эти предвыборные игры совсем не интересны. Бабушка очень устала от войны. На нервной почве стали прогрессировать болезни, и ей уже все равно какая власть, лишь бы не стреляли.
Среди зарослей кустарника наткнулись на мужчину, приводившего в порядок огород. Его все же удалось разговорить. Владимир Семенович все жизнь проработал шофером в местном совхозе и сейчас остался не удел. Как и у многих дом весь посечен осколками и без стекол. Но главное — целые стены и крыша над головой своя.
Сердечный приступ унес недавно жизнь жены Владимира Семеновича. Дочка еще до войны перебралась в Питер и зовет отца к себе. Но он никуда не собирается. «Я на этой зле родился, здесь и умереть хочу», - такая жизненная философия.
К обстрелам он уже привык и признается, что иногда заснуть без них не может. Но в последнее время вновь вернулся страх. С приходом нового президента «интеграция в Украину» вышла на новый уровень, и складывается ощущение, что ВСУ развязали новую волну террора, пытаясь выжить оставшихся жителей села из своих домов.
- Военные говорят, что стали бить профессиональней, точнее, накрывая большие участки. Вот видели, чуть выше разбомбили четыре дома стоящие подряд. Мне кажется, за нас взялись серьезно. А наши почему-то молчат в тряпочку, - жалуется мужчина.
Он знает, что Савченко баллотируется на подконтрольной части Зайцево, а о том, что в глазах украинского ЦИК он тоже избиратель, впервые услышал от меня.
- Я на Украину после войны не ездил и не собираюсь. Хочется, конечно, что бы закончилась война, но, увы, от нас это не зависит. А Надюха в принципе ничего, много правды говорит, но она все равно не наша. Хотя интересно будет, если ее выберут.
Покидал Зайцево я с тяжелым чувством. Поселок пустеет на глазах. Не выдержав очередной волны жестоких обстрелов, люди снова стали уезжать из Зайцево. Налицо новый отток населения. Хотя еще недавно, мне казалось, что за пять лет его покинули все, кто хотел и имел такую возможность. А остались самые стойкие, или старики, которым просто некуда идти.
Оставшиеся под огнем карателей Порошенко—Зеленского клянут украинские войска, Киев, но достается и местной власти. В ближайшей перспективе вряд ли что-то серьезно изменится, и старики будут доживать свой век со своим поселком, где становится все меньше обитаемых домов.