Украинские формирования продолжают воевать с мирным населением
К жизни в постоянной опасности привыкаешь. Инстинкты притупляются, и складывается ощущение, что если удалось пережить обстрелы «Градами» или «Ураганами», то и дальше будет везти. Появляется ложное чувство неуязвимости. Это своего рода защитная реакция психики на перманентный стресс. Подобный синдром часто проявляется у жителей «горячих точек». Кажется, что знаешь, как нужно себя вести, куда становиться можно, а куда лезть не стоит. Но рано или поздно «везти» перестаёт и там, где ещё вчера было относительно безопасно, может появиться противопехотная мина.
25 июля 2019 в своём Telegram-канале глава городской администрации Горловки Иван Приходько сообщил о том, что в буферной зоне в посёлке Зайцево, на улице Брусилова на мине подорвалась женщина 1958 года рождения. От полученных ранений она скончалась.
В августе 2016-го
Лето 2016-го шло к концу. Оставалось пара недель до начала нового учебного года. Малыши из посёлка Зайцево готовились услышать первый в своей жизни звонок на урок. Населённый пункт оставался одной из самых горячих точек донбасского вооруженного конфликта. Политики договаривались о перемирии, но в действительности бои продолжались вопреки официальным документам. К слову, почти каждая моя поездка в Зайцево сопровождалась обстрелами со стороны ВСУ. Стороны конфликта находятся здесь в непосредственной близости друг от друга. Окопы расположены в нескольких сотнях метров друг от друга. Местные жители являются заложниками непрекращающейся войны.
Мамы вместе с ребятнёй скопились у двухэтажного многоквартирного дома с забитыми ДСП окнами и посеченными осколками стенами. Долгожданный белый бус с узнаваемым логотипом «Ангел» остановился. Из него выспались гуманитарщики. Они согласовали списки с главой посёлка Ириной Дикун. Молодые девушки в камуфляже начали раздавать ранцы с полным набором первоклассника: тетради, карандаши, краски, альбомы, тёрки, линейки и прочее.
Я высматривал в толпе детей одну девочку. В свои 4 года маленькая Рита обрела узнаваемость в социальных сетях. Те, кто следит за происходящим в Донбассе, давно были покорены белокурой девчушкой с самой опасной улицы во фронтовом Зайцево. Сюжет о том, как малышка играется с останками разномастных снарядов, облетел сеть.
Семья Риты жила на крайней улице посёлка Зайцево — Генерала Брусилова. Теоретически эта территория считается буферной зоной, то есть неподконтрольной ни одной из сторон вооруженного конфликта. В реальности Минских соглашений здесь должно быть безопасно, так как тяжелая техника должна быть отведена от линии соприкосновения, но на практике разделяющая территория превратилась в поле битвы.
Не обходилось без ранений. Старшая сестра Риты Вика была ранена в грудь. Бабушка Ирина получила два осколка в голову. Врачи не стали удалять их, так как они вонзились слишком глубоко.
Задолго до боевых действий Ирина работала на швейной фабрике, но в 90-х предприятие переживало не лучшие годы. Поэтому в 2000-ом году Ирина вместе с мужем решили со своими детьми Татьяной, Алексеем и Евгенией переехать в Зайцево. Семья разрасталась. Стали появляться внуки. Дети обзавелись собственным жильём. Так и жили все на одной улице Брусилова. Там их и застали боевые действия.
Для Риты мы приготовили отдельный подарок — вязанного зайца в розово-синем платье с красивым бантиком. Нам казался символичным такой подарок.
— А где Рита? — спросил я у главы посёлка.
— Они уехали. Позже вернутся, — рассказала Ирина и продолжила заниматься выдачей рюкзаков.
Тогда я не выполнил запланированного. Мне так и не удалось встретиться с семьей, когда в следующие разы приезжал в Зайцево. Семья всё-таки перебралась в более безопасное место, но бабушка Ирина и дедушка Виктор продолжали наведываться к себе домой присматривать за огородом и кормить животных.
Мины против мирного населения
25 июля 2019 в своём Telegram-канале глава городской администрации Горловки Иван Приходько сообщил о том, что в буферной зоне на мине подорвалась женщина 1958 года рождения. От полученных ранений женщина скончалась. Ей оказалась бабушка Риты — Ирина.
Журналистам глава посёлка Дикун сообщила, что муж Виктор выжил.
— Он шел впереди – его не задело. А вот его жена получила серьезные ранения, несовместимые с жизнью, – рассказала Дикун. – Трагедия случилась на улице Брусилова. Это самая крайняя улица, которую мы (НМ ДНР — прим. ред.) контролируем. Ее давно покинули все жители. Эта семья тоже съехала. Они приезжали только, чтобы следить за огородом. Вчера работали весь день, а сегодня они вместе с мужем пошли поднимать заваленный забор и наткнулись на мину.
Глава посёлка предположила, что украинские военные могли установить мину ночью
— Местные жители очень хорошо знают - где можно ходить, а где нельзя. Они бы не пошли по тропе, по которой не ходили до этого. А новые мины украинские диверсанты могли установить ночью.
После официальный представитель НМ ДНР Даниил Безсонов подтвердил предположение Дикун.
— Погибшая находилась на своем приусадебном участке, расположенном в «буферной зоне». Взрывное устройство было установлено украинскими диверсантами этой ночью, так как еще вчера погибшая работала на своем участке, — сообщил офицер.
Кроме того, военнослужащими ДНР были найдены ещё две установленные противопехотные мины.
Штаб так называемой «Операции объединённых сил» никак не отреагировал на случившееся. Украинское руководство также проигнорировало информацию о гибели жительницы Зайцево.
Фотографии из архива автора