Зачем одиозный борец с «российским империализмом» активизировался в украинском медиа-пространстве?
На Украине в последнее время заметно активизировались беглые российские оппозиционеры и сепаратисты всех мастей. Один из них, бывший советский военнослужащий, а затем полковник ВСУ, мордвин Александр Болькин, глава общество «Идель-Урал» (такое наименование в свое время носил легион СС, укомплектованный предателями из числа народов Поволжья и Урала – тюрок и финно-угров), выступивший с заявлением, что в «войне» России и Украины должен остаться кто-то один. Так как конфликт не может закончиться каким-либо консенсусом.
«Мы должны понимать, что ситуация на Украине сегодня сложная, но ситуация в России ещё хуже, потому что на Украине есть движение, есть условная поддержка мира, а в России этого нет. И всё больше и больше людей понимают, что они двигаются там в никуда, мы должны это поддержать. И только тогда можно рассчитывать на то, что в этой войне останется Украина, а не РФ. Потому что мы должны понимать, что война закончится не тогда, когда мы найдём какой-то консенсус, компромисс, потому что его нет. Ни по какой середине – ни по Днепру, ни по Дону, ни по Бугу нет компромисса. Должна остаться или Российская Федерация, или Украина», – утверждает Болькин.
Фигура этого активиста, делающего заявления космического масштаба вызывает довольно противоречивые оценки. Некоторые относят его к числу фриков, которыми необыкновенно богата постмайданная Украина, другие полагают опасным сумасшедшим, третьи – обычным жуликом. Ну и конечно, киевские пропагандисты видят в нем патриота и печальника Украины и великого эрзянского народа одновременно, отважного борца с империей.
Александр Болькин родился в столице Мордовии Саранске. На Украину попал в 1978 году, когда после окончания военного училища был распределен под Житомир. Каким-то чудесным образом ему удалось всю свою службу провести на тучных украинских нивах, в рядах благодатного Киевского округа, попасть в который было заветной мечтой многих советских офицеров. И сбывалась она, чаще всего у заслуженных ветеранов, которых отправляли туда «дослуживать», обычно после Афганистана. А вот Болькин как пришел лейтенантом, так и остался там. Хотя этот феномен не дает оснований с полной уверенностью утверждать, что будущий «эрзя-националист» был связан со спецслужбами или, проще говоря, «стучал» на своих сослуживцев, наличие у него высоких покровителей, обеспечивших такую служебную «оседлость», очевидна.
В результате Болькин как тот камень оброс мхом настолько, что в 1991 году перед ним, как перед многими другими офицерами вопрос о верности присяге не стоял, поскольку он давно выбрал «садок вишнёвый биля хаты» и, не задумываясь, присягнул новой «неньке», продолжив службу в ВСУ, откуда и уволился в запас в чине полковника.
Занятие на гражданке он искал не слишком долго. Помимо небольшого бизнеса, он занялся общественной деятельностью на почве эрзянского национализма. То, что у него внезапно прорезалось чувство к давно оставленной малой родине, он объясняет судьбоносной и чуть ли не мистической встречей с Вячеславом Чорновилом. Во время, которой, бывший узник мордовских лагерей расслышал особый акцент собеседника (где его удалось приобрести уроженцу Саранска и как удалось сохранить за время учебы в военном училище и многолетней службы в армии, вопрос к специалистам филологам) и опознал в Болькине эрзя. После чего, как вспоминает глава общества «Идель – Урал», открыл ему глаза на историю собственного народа.
Напомним, что Украину к роли «алтернативной России», или, вернее, «Анти-России» стали готовить задолго до евромайдана. И в контексте этой задачи там формировались антироссийские группы и информационные центры, в том числе и сепаратистской направленности. «Инициировал» ли Болькина Черновил, или его завербовали другие западные эмиссары, но факт остается фактом - на западные гранты он начал развивать на Украине «самосознание эрзя» в духе и по методичкам упомянутого выше легиона СС «Идель-Урал».
Разумеется, с началом евромайдана он оказался в числе революционеров, а затем и «волонтеров АТО». Впрочем, в беседах с журналистами он частенько позиционировал себя, как непосредственного участника боевых действий, намекая на огромное значение для молодого революционного украинского войска его огромного боевого опыта.
Между тем, его побратимы из ВСУ и карбатов указывали в соцсетях, что Болькин скорее маркитант, чем волонтер. Что разъезжая на своем «бусике» по прифронтовым районам, он банально «барыжил», впаривая «воинам света» втридорога шевроны и тому подобную необходимую боевикам «бижутерию».
Очень скоро трендом Украины стал оголтелый шовинизм изоляционистского толка, практически похоронив идею экспорта революции в Россию, в силу чего Болькин, как и многие другие российские отщепенцы почувствовали себя забытыми и брошенными. Каждый решал возникшую проблему по-своему. Например, Бабченко выступил соучастником собственного убийства. А Болькин в 2018 году, объединившись с Рафисом Кашаповым и неким Ростиславом Мартынюком, отчего-то взявшим псевдоним Ожомасонь Кирде, объявил о реинкарнации «Идель-Урала».
Впрочем, особого интереса у киевских властей этот проект не вызвал. Если под него и выделили средства, то самую малость. Кроме того, публичности Болькина серьезно помешала его бизнес-деятельность. Его партнеры и клиенты, которые имели неосторожность вступить с ним в деловые отношения, охарактеризовали его как «кидалу». Особенно проблематичным стал тот факт, что в числе «кинутых» им людей оказались довольно влиятельные и известные на Украине персоны, в частности, нардеп от запрещенной в РФ ВО «Свобода» Игорь Мирошниченко.
В результате этого «конфликта интересов» Болькин утратил трибуну, которую ранее ему предоставляли «свободовцы». Имели место и другие аналогичные неприятности.
И вот теперь «великий эрзя» вновь оказался востребован. И его заявление о бескомпромиссной украино-русской войне на уничтожение подхвачено и растиражировано большинством ведущих украинских СМИ.
Неужели это еще одна попытка создания на Украине «Анти-России»? Исключать этого нельзя, особенно если учесть демонстрацию Зеленским и его командой некоторого «смягчения» по языковому вопросу. Однако в контексте нынешней ситуации на Украине никакого «экспорта революции» не получится. Ведь даже попытка телемоста, который в числе прочего предполагал трансляцию российской аудитории «украинской точки зрения», окончилась полным провалом.
Тогда зачем же Болькин? Скорее всего, его вытащили на трибуну, чтобы «напугать» Москву, заставить ее «напрячься». И с помощью демонстративной поддержки сепаратистов исключить возможность гипотетического диалога новой украинской власти и Кремля. Насколько он вообще возможен, вопрос, скорее из разряда риторических. Однако бандеровцы превратили его в свою главную страшилку. Всем сердцем поверили в него и принялись бороться с этой малореальной «угрозой».
Что же касается Болькина, то, конечно, он не вождь. Его организаторские и ораторские способности также вызывают сомнения. Он - обычный мелкотравчатый жулик и аферист, превративший в заработок борьбу с «российским империализмом».
Однако недоценивать его опасность при этом не стоит. Достаточно сказать, что «отцы-основатели» украинского национализма не отличались от него не своими интеллектуальными, ни нравственными качествами. А, как мы видим, дел наделать они сумели.