Внезапный «пацифизм» военного преступника и рейдера – поиск политической коньюнктуры или заказ?
Один из самых одиозных украинских карателей, экс-комбат одного из самых кровавых и грязных карбатов - «Айдара», а ныне депутат Верховной рады Сергей Мельничук неожиданно выступил с невероятно миролюбивым для него заявлением.
В эфире телеканала NewsOnе он заявил, что сегодня главной для Украины задачей является прекращение войны любой ценой.
«Пока не закончится война, не будет вступления в НАТО, не будет вступления в ЕС. Не будет переписи населения, потому что это неактуально будет, пока мы свои границы не вернем. Не будет изменения Конституции, потому что это будет противоречить самой Конституции, и можно будет потом оспорить это в Конституционном Суде. У нас главная проблема – закончить войну, вот и все», – заявил Мельничук.
Это заявление от человека, имеющего репутацию «отморозка» и «ястреба» (ранее Мельничук заявил, что Украина должна была развязать полномасштабную войну в Крыму, чтобы сохранить за собой статус морской державы) слышать довольно странно. Особенно если учесть, что именно война превратила его из заурядного военного пенсионера и сотрудника частной фирмы в нардепа, известного политика, да и просто очень богатого человека.
Радикально его жизнь изменилась во время евромайдана, на котором он стал сотником и попробовал себя впервые в роли революционного вождя.
Собственно, и первый состав «Айдара» состоял практически полностью из «майданщиков». Кстати, несмотря на батальонный статус, карбат в реальности представлял из себя скорее усиленную роту, численность которой едва ли достигала до двух сотен боевиков.
Изрядная наглость и самоуверенность Мельничука, который позиционировал себя, как профессионала и опытного боевого офицера, и привела его на пост этого подразделения, на горе его подчиненным.
Мельничук хотя и действительно служил в армии, но на должностях, которые боевыми не назовешь. Полученная им в училище специальность – радиоинженер, и все последующие его должности на военной службе были связаны с этой специальностью. В армии он был классическим «технарем», не имеющем представления не только о том, как командовать пехотными подразделениями, но и далеким от непосредственного управления личным составом.
Но вероятно, что эти навыки он считал не главными, полагая, что их можно компенсировать национальной свидомостью и революционным задором. И, действительно, этого вполне хватало для организации репрессий против мирных жителей города Счастье.
Однако столкновения с реальным противником привели к плачевным результатам. В одном из первых своих боев Мельничук с ходу ухлопал 84 своих подчиненных (карьеру палача он начал несколько раньше, в г. Счастье), поведя банду в отважную атаку, «забыв» о тыловом обеспечении, планировании операции и координации с соседними подразделениями. В итоге каратели вырвались вперёд на 20 км, были охвачены ополчением и в течение 5 часов были уничтожены. Сам Мельничук успел сбежать с поля боя.
После этого Минобороны Украины приняло решение об отстранении лихого инженера от командования и расформировании «Айдара», большая часть которого и так была выведена из строя или уничтожена. Но Мельничук организовал общественное мнение в свою защиту, и решение было отменено, а его действия признаны героическими. И каждый раз, когда его бандиты подвергались разгрому, комбат заводит песню о «предательстве в штабах».
После очередного поражения Мельничук организовал в сети «вброс» о своей гибели (потом опровергнутом), демонстрируя «боевую работу по лезвию ножа».
Его боевики в дальнейшем, разочаровавшись в своем «батяне-комбате», признавались, что ведение кадровой документации в батальоне было на первобытном уровне. А боевой журнал подразделения вообще отсутствовал. В результате семьи ликвидированных карателей остаются без компенсации по утрате кормильца, а некоторые оставшиеся в живых не могут доказать свое участие в «АТО», чтобы претендовать на льготы.
Один из боевиков-айдаровцев Александр Золотухин свидетельствует:
«Проблема Мельничука – неумелое или даже халатное командование батальоном, которое приводило к потерям. По косвенным признакам можно сказать, что либо Мельничук, либо некто из его окружения сливал информацию на «ту сторону». Упорно об этом говорилось в батальоне. Как и о том, что во время боевых действий он катался в Луганск к своей любовнице или к партнерам с «той стороны» на переговоры. Если твои солдаты грабят, насилуют и так далее, то ответственность за это несешь и ты. «Режим-отжим – наше всё». Вдобавок, крышевался бизнес, зернотрейдеры. Для меня очевидно, что Мельничук – человек с двойным дном, и это второе дно у него обмазано дерьмом».
Надо сказать, что утверждения о контактах Мельничука со спецслужбами ЛНР вызывают большие сомнения, однако они характеризуют то отношение, которое появилось к нему у его подчиненных.
Кстати, гораздо больших успехов Мельничук достиг на почве мародерства и рейдерства. Захват его подчиненными хлебозавода до сих пор является легендой и предметом зависти других украинских полевых командиров. Предприимчивый комбат фактически создал, так сказать, «Айдар-2», который вдали от передовой занимался рейдерством, рэкетом, «нагибанием волонтеров», похищением людей. Деятельностью этой банды по поручению Мельничука занимался Сергей Граб, представлявшийся его заместителем, хотя в сентябре 2014 года он был зачислен в штат простым пулеметчиком.
Вполне благоразумно решив больше не испытывать военное счастье, Мельничук, используя реноме боевого командира, избрался во ВРУ, продолжая использовать наработанные схемы. Причем аппетиты его росли, и в начале 2015 года помимо криминала он решил заняться еще и политическими играми, выведя боевиков – айдаровцев (из числа тех, для кого он еще являлся авторитетом) на пикетирование Минобороны.
И чуть не доигрался. 3 июня 2015 года Верховная Рада Украины сняла неприкосновенность с Мельничука и разрешила его привлечение к уголовной ответственности. За соответствующее решение проголосовали 262 нардепа при 226 минимально необходимых.
Генпрокуратура обвинила экс-комбата «Айдара» в создании банды для «нападения на предприятия и организации с целью завладения их имуществом» и в пропаже более 1 тыс. автоматов, давлении на свидетелей и ход следствия, а также личном участии в ряде эпизодов по делу о незаконном вооруженном формировании.
Впрочем, Мельничуку тогда удалось выйти сухим из воды. По мнению экспертов, этому способствовал его тесные контакты с бывшим главой Госагентства по инвестициям Владиславом Каськивым. Который, в свою очередь является человеком всесильного экс-главы АП Сергея Левочкина.
Но как бы то ни было, Мельничук после лета 2015 года стал более осторожным. Впрочем, он к тому времени уже достаточно «поднялся», миновав период «первичного накопления», и потому смог перейти к более респектабельным схемам.
С чем же связаны нынешние «пацифистские» заявления бывшего карателя? Конечно, сегодня украинское общество устало от пятилетний войны, и подобная позиция могла бы найти поддержку. Но при этом такие выступления небезопасны даже для персонажа с репутацией «патриота» и «героя АТО». Так что, скорее всего, он отрабатывает заказ какого-то очень влиятельного и серьезного человека. Например, того же Левочкина. Или, например, Рината Ахметова, с которым мог установить контакты еще во время своего членства в Радикальной партии Олега Ляшко.