"Расходные материал" и "люди второго сорта"
17 мая 2017 г. во французском Страсбурге руководство Украины и ЕС подписали документ о введении безвизового режима для въезда украинцев в Европу. Безвизовый режим предоставил гражданам Украины право пребывания на срок 90 дней в течение каждого 180-дневного периода. В принципе, одна из целей, обозначенная участниками Майдана в 2013 г., нашла свое воплощение в соглашении, подписанном почти через четыре года после трагических событий, развернувшихся на улицах Киева.
Украинцы, что в принципе логично, начали активно пользоваться свалившимися на их голову возможностями, посещая те страны, для въезда на территорию которых еще совсем недавно требовалась виза. Согласно данным Европейского агентства по охране внешних границ Frontex, за первые три месяца действия безвизового режима поток граждан Украины, направлявшихся только в Шенгенскую зону, вырос на 15 процентов.
По информации, озвученной в 2018 г. заместителем руководителя пресс-службы Госпогранслужбы Украины Александром Тихоновым, за первый год действия соглашения преимуществами безвизового режима со странами Шенгенской зоны (помимо 22 государств ЕС, это еще четыре европейские страны) воспользовались более полумиллиона граждан Украины. И далеко не все из них прибыли на территорию Евросоюза для отдыха и культурного туризма. Для многих украинцев Евросоюз виделся безграничным пространством для новых возможностей, билетом в счастливое и безбедное будущее.
Вплоть до событий 2013 г., кардинально изменивших анатомию отношений двух государств - России и Украины, на территории РФ в среднем работало порядка 2 миллионов трудовых мигрантов из Украины. Россия была самым популярным для заработка государством для большей части украинских трудовых мигрантов. Отсутствие языкового барьера, наличие друзей и родственников на территории России, простота пересечения государственной границы – все эти факторы способствовали тому, что поток мигрантов с территории Украины на территорию России оставался стабильным в течение довольно длительного периода времени.
По оценке Международной организацией по миграции, только в 2007 году вклад гастарбайтеров в экономику Украины составил около 25 % ВВП. Это огромные деньги, часть из которых, и немалая, была заработана украинскими трудовыми мигрантами на территории Российской Федерации. Речь идет о десятках миллиардов долларов.
По данным ФМС России, в Москве в 2006 г. мигранты с Украины составляли 20 % от числа всех иностранных трудовых мигрантов, в 2007 г. — 26 %. Некоторые мигранты из Украины находились на территории России незаконно и в любой момент могли быть высланы из страны с дальнейшим запретом на въезд сроком на три года. Но Россия лояльно относилась к представителям братского народа, и количество украинцев, выдворенных из страны усилиями Федеральной миграционной службы, в те годы было минимальным.
Все изложенное выше я написал не для того, чтобы указать на то, как комфортно чувствовали себя на территории России трудовые мигранты из Украины. Это и так всем известно. Суть моего повествования совсем в другом. На днях, изучая публикации в СМИ, в том числе и в украинских, я нашел довольно интересный материал. Точнее более показательный, чем интересный.
Он повествует о том, что на протяжении 2018 г. и первой половины 2019 г. в Польше ушли из жизни 794 украинских «заробитчан». Такое заявление сделала руководитель консульского отдела посольства Украины в Польше Светлана Крыса. «По всей территории РП в первом полугодии 2019 г. умерли 255 граждан Украины, в 2018 г. — 539 граждан», — сообщила она. Большинство случаев смерти были естественными: по состоянию здоровья. Гибель украинцев в ДТП и летальные случаи на работе также являются не редкостью для украинцев. Основная причина смертей по «естественным» причинам – онкологические заболевания и сердечные приступы. В общем, часть украинцев, решивших воспользоваться «безвизом» как возможностью для трудоустройства, вернулись домой в гробах.
Вроде как и небольшие цифры, и смерть по естественным причинам это отнюдь не нечто из ряда вон выходящее, но мне показалась знаковой одна фотография, которая довольно красочно иллюстрирует материал, рассказывающий об украинцах, частично воплотивших свою давнюю мечту – жить и умереть на территории Евросоюза. Пожить особо не успели, а вот умереть получилось.
Мужчине, запечатлённому на фотографии, на момент смерти было 36 лет. Василий Чорней работал на одном из столярных заводов, расположенных на территории Польши. Причиной его смерти стал эпилептический приступ, спровоцированный вредными испарениями. Работодатели, которым сообщили о приступе у одного из украинских рабочих, не стали утруждать себя поездкой в больницу и просто выбросили мужчину на территории ближайшей лесополосы, даже не удосужившись снять с него рабочие перчатки. Расходный материал. Люди второго сорта.
Подобное отношение к украинцам, выезжающим на территорию Евросоюза в поисках счастливой жизни, увы, не редкость. Но даже подобные факты, предаваемые огласке и бурно обсуждаемые, не могут убедить украинцев в том, что «европейские братья» не готовы раскрыть свои объятья и принять в «дружную» европейскую семью новых полноправных членов.
Многие, очень многие, сбитые с толку украинской пропагандой и простотой пересечения европейской границы спешат на территорию Евросоюза, надеясь на то, что там их встретят гораздо гостеприимнее, чем на территории России, «коварного агрессора». Многие из них приходят в себя слишком поздно, в тот момент, когда их еще живых, но уже «бесперспективных», выбрасывают на территории ближайшей лесопосадки. Такова оборотная сторона «евроинтеграции». И те, кто совершенно искренне рассчитывает на то, что рано или поздно Украина станет полноценной европейской державой, жестоко ошибаются. Колония, банальный сырьевой придаток, поставляющий в том числе и дешевую рабочую силу, являющийся так же серьезным рынком сбыта для европейских производителей – такую судьбу определили «европейские партнеры» вроде как еще независимой Украине. Хотите со мной поспорить? Доказать, что это не так, и я ошибаюсь? Посмотрите на фотографию Василия Чорнея, выброшенного в лесополосе в рабочей одежде. Эта фотография красноречивее любых аргументов.