6 июня 2019 года Верховная Рада приняла законопроект «О профессиональном предвысшем образовании», сообщили в Министерстве образования и науки Украины. С 2020 года украинские колледжи и техникумы не будут набирать студентов на «младшего специалиста».
Согласно закону, в рамках предвысшего образования отменяются ограничения по возрасту студентов и количеству предварительно полученных дипломов за бюджетные средства. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Да и вряд ли это тот вопрос, который заслуживает того, чтобы его обсуждали за пределами Украины. Нам-то что? Пусть хоть по пять дипломов получают, главное чтобы людьми оставались.
Но есть один связанный с данным нормативным актом нюанс, который нам все же стоит обсудить. Точнее, этот нюанс связан с системой высшего образования Украины в целом. С недавнего времени в Украине начали работу образовательные центры «Крым-Украина» и «Донбасс-Украина». Благодаря им, выпускники с «временно оккупированных территорий» могут поступить в высшие учебные заведения по упрощенной системе, то есть без украинского паспорта, аттестата и результатов ВНО — внешнего независимого оценивания. Совершено дикий пропагандистский ход, который, по сути своей, является бессмысленным.
Я хорошо помню события в Крыму, протекающие в начале 2014 года. Может я, конечно, смотрел не в том направлении, но толп местных жителей, бегущих от «захватчиков» в сторону Украины, побросав при этом паспорта и аттестаты об образовании, я не наблюдал. Не уверен я и в том, что выпускники 2018 и 2019 годов тайно пересекают границу республики, выбросив при этом «ненавистные» российские паспорта и аттестаты о среднем образовании, для того, чтобы успеть подать заявления в образовательный центр «Крым-Украина».
С Донбассом все намного проще. Для того, чтобы понять отношение местных жителей к официальной украинской власти, захватившей бразды правления государством в ходе вооруженного переворота, нужно лишь вспомнить события того же 2014 года. Нет, я даже не стану напоминать вам о тех событиях, которые царили на территориях, которые в дальнейшем получили статус народных республик. Не буду говорить и о том, насколько местное население «соскучилось» по украинскому образованию. Подобных историй в сети немало, а я не люблю повторять то, что проговорено уже не раз.
Россия. Май 2014 года. Пропускной пункт Изварино, российский Донецк. Хотя, описанное ниже можно отнести практически к любому пропускному пункту, который использовался жителями территорий проведения АТО для бегства от внезапно разразившейся войны. Я видел тысячи беженцев ежедневно. Тысячи. В один день, увидев колонну, уходящую своим «хвостом» за горизонт, я спросил у пограничников, сколько беженцев прошло за день. Мне ответили — более семи тысяч человек. Один обычный день. Один пропускной пункт.
Общаясь с украинскими активистами, которые любили звонить российским волонтерам, оказывавшим гуманитарную помощь как беженцам, покинувшим территории Юго-востока, так и тем, кто решил остаться в своих домах, и предлагать помощь в виде гробов для «русских оккупантов», я задавал им всем один и тот же вопрос. Я спрашивал у них, почему украинцы, а жители Донбасса на тот момент еще де-юре являлись украинцами, так дружно и организованно бегут от войны именно на территорию страны-агрессора? Вон она, видна невооруженным взглядом, территория, контролируемая бойцами ВСУ, настоящими героями, вставшими на пути коварного захватчика. Почему же тогда колоны с беженцами направляются именно в Россию, что противоречит логике?
И на этот, в принципе простой вопрос, мне не смог ответить никто. А когда я спрашивал, почему в пунктах временного размещения для беженцев из зоны АТО, переполненных теми же гражданами Украины, я не встретил ни одного оказывающего своим согражданам помощь украинского политика, общественного деятеля или обычного гражданина с активной жизненной позицией, желание посылать нам гробы у данных субъектов пропадало раз и навсегда.
Но это все события прошлого. Пусть и недалекого, но многими уже забытого.
Вот и объясните мне, кого эти деятели собираются учить в образовательном центре «Донбасс-Украина»? Нет, я нисколько не сомневаюсь, что украинские чиновники найдут тех, кого посадить за парты, хотя бы для того, чтобы создать красивую картинку для прессы. Но будут ли это жители Донбасса, называемого на Украине не иначе как «временно оккупированные территории»? Жестоко в этом сомневаюсь.
Только на территории ДНР, в Горловке, Донецке и Макеевке действуют около двадцати (!) высших учебных заведений — институтов, академий и университетов, которые ежегодно принимают в свои стены выпускников школ, лицеев, техникумов и колледжей республики. Помимо этого, выпускники учебных заведений ДНР, как и выпускники учебных заведений ЛНР, имеют возможность учиться в ВУЗах России.
Наверное, никто не станет отрицать того, что настало время украинским политикам и чиновникам взглянуть на все происходящее в Украине и на прилегающих к ней территориях трезвым взглядом. Республики, хоть и непризнанные, но однозначно народные и независимые, это отнюдь не «дикое поле», переполненное бандами головорезов и измордованным ими местным населением, теми, кто не успел бежать в «гостеприимную» Украину.
Все совсем не так, и уже сегодня можно уверенно говорить о том, что народные республики, ДНР и ЛНР, состоялись как государственные образования и вполне готовы самостоятельно покрывать потребности своего населения и решать его насущные проблемы. Уверен, что понимание данного факта не только изменит подход к формированию внешней политики Украины, но и поможет сэкономить ту часть бюджетных средств, которые расходуются на совершенно бесполезные образовательные центры, построенные для обучения несуществующих беженцев с «временно оккупированных территорий».