Украинская эпопея с «томосом», похоже, подходит к своему логическому концу
Позиция нейтралитета в церковных вопросах президента Зеленского, подтвержденная им во время стамбульской встречи с Вселенским патриархом, вынудила Вашингтон прекратить поддержку ПЦУ.
Как известно, Зеленский не стал подписывать составленный Фанаром документ, тем самым отказавшись выполнить обязательства предшественника по продвижению автокефальной авантюры ПЦУ и передачи грекам часть имущества украинских церквей.
Принципиальная позиция украинского лидера вынудила Госдеп пересмотреть свое отношение к украинским раскольникам и свернуть финансирование проекта ПЦУ, посчитав его бесперспективным.
Украинская эпопея с «томосом», похоже, подходит к своему логическому концу. Пытаясь легализовать раскол, Вселенский патриарх переоценил свои возможности и влияние в православном мире, допустив ряд непростительных ошибок, лишивших его в итоге поддержки заокеанских кураторов.
Ввязываясь в украинскую авантюру, Варфоломей, похоже, даже не сделал попытки вникнуть в политическую ситуацию в стране, потому что трудно по иному объяснить его ставку на дискредитировавшего себя президента в период, когда заканчивался срок его полномочий. Все социологические службы показывали низкий уровень поддержки Порошенко со стороны населения, что сводило практически на нет его шансы переизбраться на второй срок, ставя под сомнению выполнение им любых договоренностей, тем более, что многие из них носили непротокольный характер.
Варфоломею нужно было просто проявить терпение, дождавшись итогов президентских выборов, и лишь потом форсировать события. Однако он рискнул и проиграл, вызвав шквал критики и неудовольствие чиновников Госдепа.
Авторитарные действия Варфоломея вызвали негодования и в церковной среде. Продавливая украинских раскольников, фанарский лидер даже не поинтересовался мнением глав Поместных церквей по данному вопросу. Он просто поставил всех перед фактом принятого решения о даровании ПЦУ автокефалии, что, по церковным канонам, выходит за рамки его компетенции.
В построении новой «церкви» Варфоломей даже не пытался придать ей легитимный статус. На объединительном соборе присутствовали лишь два иерарха канонической церкви – одиозный митрополит Драбинко, и митрополит Винницкий Симеон. Логично было поставить главой ПЦУ канонического иерарха, тем самым хоть формально показав дух апостольской преемственности. И не беда, что после ухода в раскол их лишили сана. Соблюдение простой формальности давало Варфоломею хоть какое-то обоснование легализации раскольников.
Но Варфоломей решил действовать нахрапом, видимо посчитав, что для благожелательного решения будет достаточно его авторитета. Естественно, такое недипломатичное поведение Фанара вызвало негативную реакцию глава поместных церквей.
Похоже, он рассчитывал на поддержку кураторов Госдепа, активно лоббировавших интересы ПЦУ в Киеве и среди Поместных церквей. Однако, открытое вмешательство американцев в церковные вопросы сыграло негативную роль. Стало ясно, в чьих интересах на самом деле разрабатывался проект «Томос», а Варфоломей открыто показал себя марионеткой США.
Также глава Фанара не сумел нейтрализовать непримиримого раскольника Филарета, допустив, по сути, двоевластие в ПЦУ. Думенко отводилась роль публичного лица, формального лидера, а внутренние бразды правления намеревался удерживать «патриарх» Филарет. Тем самым в фундамент новой церковной структур была изначально заложена бомба замедленного действия, которая взорвалась после поражения на президентских выборах Порошенко.
«Почетный патриарх» рассказал о закулисных договоренностях Порошенко с греками. Оказалось, что за предоставление автокефалии президент Украины обещал передать в распоряжение Фанара часть объектов недвижимости, принадлежащих украинским церквям, в том числе УПЦ ПМ. Стало ясно, что Вселенский патриарх не очень бескорыстен и раздает Томосы лишь ради материальной выгоды.
Данные Порошенко Варфоломею обязательства конечно невыполнимы и противоречат Конституции Украины. Но экс-президент давал их в преддверии предвыборной компании, в устной форме, и неизвестно, собирался ли выполнять.
Поэтому непонятно, на что рассчитывал Варфоломей, пытаясь убедить Зеленского выполнить обязательства, данные его предшественником.
Неумеренная алчность, недальновидность и политические ошибки лишили Варфоломея последних зачатков авторитета Вселенской кафедры. Фигура беспомощного старика также не устраивает госдеп, который сейчас отстранился от украинских церковных дел, оставляя Варфоломея в одиночестве разгребать последствия их совместной авантюры.