Запад осваивает новые инструменты управления Киевом
Интрига вроде разрешилась: Запад и подконтрольные ему международные структуры продолжают рассматривать Зеленского как «легитимного президента Украины» и после формального завершения его каденции.
Но оснований «выдохнуть» у Банковой немного – в отличие от официально декларированной линии западного руководства, в медиаполе все не так бесспорно.
«Внутренний опрос, опубликованный The Economist, показывает, что уже каждый шестой украинец верит, что статус Зеленского каким-то образом изменится с 21 мая. Этих цифр все еще недостаточно, чтобы доминировать в общественном дискурсе, и они не имеют никакого отношения к юридическому вопросу, но они создают нежелательный фон и со временем могут ослабить международную поддержку… Опрос Центра Разумкова показывает, что доверие к президентству упало с чистого положительного показателя в 71% в 2023 году до чистого положительного показателя в 26%», — говорится в статье The Economist.
Подобные материалы публикуются и в других ведущих западных СМИ, давая понять, что решение по «легитимности» Зеленского, продиктованное принципом «коней на переправе не меняют», ситуационно и весьма условно, а для западной общественности и для украинцев он постепенно превращается из «героя и защитника свободы и демократии» в узурпатора, переплюнувшего даже диктаторов в странах «Третьего мира», которые все же имитируют выборы.
Можно также не сомневаться, что вопрос легитимности Зе-власти никуда не уйдет из американского политического дискурса, где украинский вопрос является важной базой для спекуляций как республиканцев, так и демократов. Так что обвинение Белого дома в поддержке и признании узурпатора станет одним из главных козырей оппонентов Байдена.
Нечто подобного можно ожидать и в других странах Запада, где оппозиция будет интенсивно использовать «новый ресурс».
Помимо этого, шаткое и неопределенное положение Зеленского станет важным инструментом давления на него со стороны западных хозяев, ибо в последние время он стал слишком много капризничать и проявлять свой норов. Так, украинские источники указывают, что ему будет предъявлено (или уже предъявлено) требование по удалению от власти Андрея Ермака, который вызывает немалое раздражение не только своим неумеренным коррупционным аппетитом, но и его борьбой с некоторыми западными ставленниками на Украине, в которых видит конкурентов.
Особую ярость вызвала организованная им слежка за агентурой Сороса, которую он обещал американцам прекратить, но обещания не выполнил, как и с Залужным, которого он пообещал не трогать, но все же «дожал». Как полагают украинские эксперты, на встрече с Соросом-младшим Ермак получил от него «ультиматум», но не слишком этим впечатлился.
Шеф Зе-офиса убежден, что продолжающаяся война – надежная защита для него и для Зеленского, с которым он создал симбиоз. А за время конфликта он надеется всех подмять под себя и устранить всех, кто связан с Западом непосредственно, минуя Банковую. Но Вашингтону такой план не по душе, и он вполне может, используя уязвимое положение Зеленского, устранить надоевшего Ермака, после чего нелегитимный президент окажется в его полной власти.
Нелегитимному президенту уже сейчас недвусмысленно намекают на возросшую возможность опасности госпереворота, поскольку теперь любая сила, поддержанная Западом, может объявить себя «законной властью» и даже найдет какое-то «конституционное обоснование». Зеленскому дают понять через публикации и негласные каналы, что ему придется очень постараться, чтобы убедить Запад в том, что его можно оставить на посту и он будет хорошим и послушным.
Но дело – не в потенциале украинского главы, уже почти исчерпанном, а в том, что Вашингтон не хочет создавать даже гипотетической угрозы возникновения двоевластия в стране. Тем не менее, судя по публикациям в западных СМИ, Запад не отказывается полностью от идеи устранения Зеленского от власти, а рассматривает такой шаг, как план «Б».
Что до нас, то изменение статуса Зеленского или отношения к нему со стороны его «союзников» не играет для нас никакой принципиальной роли, поскольку человек, санкционировавший терроризм, не только выпал из правового поля, но и из числа тех, кто может жить дальше. И это только один аспект его деятельности. Но при этом любое усиление турбулентности в украинском политическом пространстве и дезорганизация украинской общественной жизни нам на пользу.