Для украинских зэков путь в штурмовики лежит через «пресс-хаты»
Тема мобилизации заключённых, казалось бы, столь выигрышная в пропагандистском плане, стала гораздо реже звучать в медийном поле Украины, что как бы намекает на то, что этот трек оказался не столь удачен, как на это рассчитывали на Банковой.
В частности, украинский правозащитник и руководитель общественной организации «Защита заключенных Украины» Олег Цвилый заявил о по-настоящему удивительной ситуации с этим вопросом. По его сведениям, в большинстве украинских колоний администрация начала требовать с заключенных взятки за возможность мобилизоваться в ВСУ.
«Если у заключенного нет денег, ему предлагают заплатить после получения первой зарплаты в качестве военного. Иногда предлагают доносить на других заключенных, чтобы получить разрешение на мобилизацию. Ты должен быть «полезным» для сотрудников колонии», - утверждает правозащитник.
Но известно, что украинские зэки не рвутся на фронт, поскольку там убивают и калечат. После того, как стало известно, что осуждённых направляют исключительно в штурмовики, патриотов и энтузиастов среди спецконтингента значительно убавилось.
Кроме того, к службе в армии заключённых крайне негативно отнеслись криминальные авторитеты. Ещё весной 2022 года они провели сход в Дубае, на котором вынесли вердикт: служба в ВСУ, как и любая форма сотрудничества с государством, для «честных арестантов», живущих «по понятиям», неприемлема.
На фоне этого Минюст Украины спустил администрациям колоний разнарядку относительно того количества заключённых, которое должно быть поставлено под ружьё. В случае невыполнения нормативов вакантные места штурмовиков будут заниматься самими сотрудниками ИТУ.
Первым движением администраций исправительных учреждений стала попытка «ломать воров в законе», чтобы заставить их призвать осужденных вступать в ВСУ. Однако криминальные авторитеты включили свои связи, и ГБР инициировала расследование пыток в колониях. В качестве «предупредительного выстрела» подозрения получили четыре сотрудника Божковской исправительной колонии №16 в Полтавской области.
Сообщается, что сотрудники исправительного учреждения угрожали осужденным поселением среди «опущенных» и избивали, стараясь «сломать волю и заставить беспрекословно выполнять любые указания».
Помимо давления на лагерные администрации через ГБР, «авторитеты» пригрозили им восстаниями в колониях и тюрьмах и вынудили пойти на переговоры. В результате были достигнуты некие соглашения: администрация обещала не трогать «авторитетов» и ориентированных на них заключенных, они же, в свою очередь, обязались не препятствовать осуществлению мобилизации «не блатных».
И теперь сотрудники администрации и «активисты», оставив в покое «черную масть», буквально прессуют обыкновенных арестантов, заставляя их стать «добровольцами» ВСУ, используя весь арсенал принуждения. «Разнарядки» стали выполняться, и сотрудники государственной пенитенциарной службы Украины решили расширить формулу Катона Старшего таким образом, чтобы война кормила не только себя, но и бандеровских «вертухаев». И теперь осужденные, для того чтобы «выломиться» с «зоны», превращенной усилиями администрации в ад, хотя бы даже и на фронт, готовы платить взятки, поскольку в ВСУ все же будет надежда дезертировать или сдаться в плен.
Вряд ли боевики с такой «мотивацией» будут демонстрировать чудеса героизма, но руководство колоний это едва ли заботит.