Финляндия выходит из Парижского договора
Глава Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, рассуждая по итогам неформальной встречи министров иностранных дел западного военного блока в Берлине о возможности вступления в НАТО Финляндии и Швеции, пришел к выводу, что подача заявок двумя этими странами стала бы «историческим решением».
«Они сами должны решить, вступать или нет в НАТО. Мы будем уважать любое принятое ими решение… Финляндия и Швеция являются ближайшими партнерами НАТО. Если они решат подать заявку, то это станет историческим моментом. Их членство в НАТО усилит нашу общую безопасность», - подвел итоги неформальной встречи Йенс Столтенберг.
Слушая умозаключения руководителя НАТО, поневоле вспоминаешь недалекое прошлое, в котором Финляндия уже участвовала в европейском военном блоке. В блоке, созданном Адольфом Гитлером. Тогда стремление Финляндии «усилить общую европейскую безопасность» обернулось для нас блокадой Ленинграда и сотнями тысяч погибших от голода, холода и прочих лишений мирных жителей.
С точки зрения последствий вступления этих двух государств в Североатлантический альянс для России, все весьма неоднозначно. Если говорить о Швеции, то изменение статуса этого государства вряд ли сыграет какую-либо роль в действующем геополитическом раскладе. Чего не скажешь о Финляндии, с которой Россию как минимум связывает 1300 км общей границы. Соответственно, вступление Финляндии в блок НАТО обеспечит присутствие западных войск на границе Ленинградской и Мурманской областей, а также республики Карелия. На подобное нам придется как минимум реагировать стягиванием к границе воинских подразделений и увеличением оборонного бюджета.
Если рассматривать решение Финляндии в разрезе норм международного права, как это любят делать наши западные «партнеры», то, в первую очередь, нужно говорить о пересмотре итогов Второй мировой войны. Вступление Финляндии в НАТО и перестройка вооруженных сил по стандартам Альянса означает ее фактический выход из Парижского договора 1947 года. Напомню, положения третьего раздела этого документа предусматривают демилитаризацию Финляндии и разрешают ей иметь лишь такие вооруженные силы, которые должны «отвечать задачам внутреннего характера и местной обороны границ».
Конечно, в 1991 году, после заключения договора об окончательном урегулировании в отношении Германии Финляндия в одностороннем порядке заявила, что военные ограничения Парижского договора более не являются актуальными и потеряли силу, но вряд ли страна, участвовавшая во Второй мировой на стороне фашисткой Германии, вправе пересматривать достигнутые по ее итогам договоренности в одностороннем порядке. Тем более, что отменить положения Парижского договора можно лишь по соглашению между Советом Безопасности ООН и Финляндией, которого, как известно, заключено не было.
Разумеется, после вступления Финляндии в военный блок и нарушения этим государством норм и условий достигнутых ранее соглашений Россия получит право рассматривать любые военные объекты на ее территории, размещённые вне рамок условий Парижского договора, как цели для нанесения удара. Но вряд ли мы пойдем на прямое военное столкновение с Финляндией, так как для того, чтобы вразумить население и руководство данного государства, есть более простые и действенные меры – экономические.
Если проанализировать наши экономические отношения, отношения России и Финляндии, то все последние годы мы покупали у этого государства в четыре раза меньше, чем продавали ему сами. Даже сейчас, в условиях жестких санкций, картина существенно не изменилась. Точнее, изменилась, но не в лучшую для Финляндии сторону. Экспорт товаров с территории этого государства существенно упал, в то время как объем импорта – увеличился.
Финляндия – зависимая от России в экономическом плане страна. Да, финны смогли частично заместить дефицит российской нефти поставками сырья из Норвегии, но чем заместить российский газ, если официальный Кремль вдруг решит перекрыть вентиль новому члену НАТО? Чем заместить каменный уголь, электроэнергию, лесоматериалы и никель, которые также поступают из России и играют важную роль в экономике этой страны?
В пользу аргумента о том, что Финляндия в большей мере заинтересована в отношениях с Россией, чем Россия с Финляндией, говорит хотя бы тот факт, что стоимость экспорта товаров из Финляндии в Россию в марте 2022 года упала на 42% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, в то время как стоимость импорта Финляндии из России в марте выросла на 63% по сравнению с мартом 2021 года. То есть, мы совершенно безболезненно пережили введенные в отношении России санкции и отказались от части закупаемых ранее на территории Финляндии товаров, в то время как «потенциальный член НАТО», невзирая на санкции, не смог отказаться от экономических отношений с Россией и только увеличил объемы закупок нашего сырья.
Сегодня мало кто тешит себя иллюзиями и считает, что подобные решения, озвученные руководством Финляндии и Швеции, принимались самостоятельно. Очевидно, что данные «порывы» были откровенно навязаны этим странам руководством Соединенных Штатов, которые уже давно «приватизировали» блок НАТО и используют его исключительно для достижения собственных целей. Но неужели жители некогда благополучной Европы, ежедневно наблюдающие рост цен не только на топливо и электроэнергию, но и на основные группы потребительских товаров, не понимают, что Америка приняла решение воевать с Россией не только до последнего украинца, но и до последнего европейца?