Отказ от нашего СПГ вызовет острый кризис в ЕС
Накануне министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем заявил о готовящихся санкциях Евросоюза против «теневого» танкерного флота России, а также о возможном запрете импорта российского СПГ. Как считает политолог, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко, эти заявления выглядят как пустые «страшилки» от ЕС.
Европейский союз в ближайшее время примет решение о введении санкций против «теневого» танкерного флота России, заявил глава МИД Швеции Тобиас Билльстрем. Эти меры могут войти в состав 14-го пакета санкций ЕС против РФ, который сейчас готовит Брюссель. Главный шведский дипломат не стал пояснять, каким именно образом Евросоюз собирается воспрепятствовать поставкам нашей нефти с помощью «теневого» танкерного флота.
Напомним, «теневой» танкерный флот — это танкеры, которые формально не имеют никакого отношения к России и даже частично не принадлежат российским собственникам. По факту они выполняют перевозки российской нефти по заданиям российских компаний. Использование нашей страной «теневого» флота давно вызывало острое недовольство со стороны Брюсселя. По факту этот шаг обессмысливал жесткие экономические санкции Запада, включая «ценовой потолок» на нефть из РФ. Поэтому европейские чиновники постоянно обсуждают в кулуарах возможные способы заставить Россию отказаться от использования «теневого» флота для поставок своей нефти потребителям по всему миру.
Кроме того, шведский министр заявил о готовящемся в ЕС запрете на импорт сжиженного природного газа из России. До последнего времени поставки СПГ из России в страны Евросоюза запрещены не были, в отличие от поставок угля и нефти. Не отстали от шведов по части санкционных фантазий и их соседи, финны. 23 апреля новый глава финской таможни Сами Ракшит предложил… запретить вообще весь экспорт из ЕС в Россию, за исключением случаев, когда будут выдаваться специальные разрешения на вывоз товаров. По словам Ракшита, такая система заставит страны ЕС отдельно обосновывать поставку каждого продукта, экспортируемого в РФ. Финн предложил создать внутри ЕС орган по слежению за соблюдением санкций, по аналогии с тем, какой существует в США.
Как считает политолог, руководитель программы «Дипломатия» в СПбГУ Станислав Ткаченко, эти меры не выглядят реализуемыми на практике.
«Что касается запрета выхода российских кораблей в Балтику, то эта мера обсуждается странами ЕС с февраля 2022-го, и каждый раз у нее находятся серьезные противники. Ведь шведы — новички в НАТО, а более серьезные и опытные страны, вроде Германии или Дании, четко просчитывают последствия такого запрета. И неизбежно понимают, что такой шаг закончится Третьей мировой войной, потому что Россия этого просто никогда не допустит, — говорит Ткаченко. — Принцип свободы морей — один из ключевых в международном праве, и я думаю, что большинство стран мира будет на стороне России, если кто-то, не дай Бог, попытается реализовать этот запрет. Это такой «информационный шум», который периодически возникает по инициативе тех, кто хочет оказать информационное давление на Россию, не более того».
Что касается возможного отказа Европы от импорта нашего СПГ, то здесь будет то же самое, что и при введении других видов западных санкций, считает он.
«В этом случае Россия просто перенаправит свой сжиженный газ в другие регионы мира. Как показывает практика, наш СПГ сейчас расходится во всем мире, как горячие пирожки. Его были бы рады покупать в Юго-Восточной Азии, в Африке, где многие экономики растут, но им остро не хватает энергоресурсов. Китай и Индия также хотели бы увеличить объем закупок нашего СПГ, мне об этом говорили люди из «Газпрома». Поэтому если европейцы реально решат отказаться от российского СПГ и включат эту меру в 14-й пакет санкций, то они просто «выстрелят себе в ногу», а Россия даже не заметит этого шага», — считает политолог.
Профессор СПбГУ пояснил, какой вред может нанести Европе отказ от нашего сжиженного газа.
«В этом случае ЕС толкнется с резким ростом цен на газ, с его возможным дефицитом на своем рынке, а также с новой волной закрытия промышленных предприятий в странах-членах. Сегодня поставки в Европу нашего трубопроводного газа резко ограничены, он поступает в относительно небольших объемах в Центральную и Южную Европу. Сейчас все рекорды по поставкам «голубого топлива» в Европу бьет Норвегия, но это значит, что она просто недопоставляет его на другие рынки. Да, сейчас цены на газ в Европы относительно низкие, но для этого есть две основные причины — прошедшая теплая зима (за счет чего в хранилищах ЕС остались большие запасы), а также процесс деиндустриализации Германии. ФРГ резко сократила потребление «голубого топлива», ведь там закрылись десятки химических и нефтехимических предприятий, а также металлургических и машиностроительных заводов», — указал эксперт.
Поэтому выражение «выстрел себе в ногу» означает, что издержки европейцев на покупку газа увеличатся, а сами объемы закупок «голубого топлива» сократятся.
«Нужно помнить, что Америка здесь не поможет. Президент Джо Байден подписал пару месяцев назад закон, запрещающий увеличение объемов поставок СПГ из США в Европу. То есть, отказавшись от нашего газа, они вынуждены будут искать дополнительные объемы по всему миру — в Катаре, Алжире и т. д., и покупать его втридорога. Думаю, эта угроза также не будет реализована в 14-м пакете санкций, ведь внутри ЕС всегда найдутся страны, которые наложат вето на этот шаг. Подозреваю, что такой страной будет Франция, которая в последнее время закупает наш СПГ в огромных объемах, а также Испания, Италия и целый ряд других влиятельных государств. Все это делает заявления шведского министра пустыми угрозами», — заключил Станислав Ткаченко.