Война на Донбассе имеет свою специфику. Пожалуй, за всю историю военных конфликтов не было заключено больше различных перемирий, если и позволивших во многом снизить военную эскалацию, но не соблюдавшихся по сути никогда.
С развитием технологий меняется не только специфика боевых действий, но и ее восприятие. Пресыщенному зрелищами обывателю не хватает острых ощущений и медиамагнаты в гонке за рейтингами идут на любые ухищрения, не ограничивая себя рамками морально-этических норм.
В последнее время с передовой приходит много информации об использовании ВСУ видеокамер, установленных в разных местах на линии разграничения.
«В хорошую погоду они просматривают у нас большой участок. Видят перемещения и контролируют подъезды к позиции. Мы топчемся на одном месте с 2014 года, и у них уже пристрелены все точки», - рассказывает командир 9-й роты ВВ МВД ДНР «Жора».
Недавно на дороге был обстрелян автомобиль с продуктами для бойцов на позиции. ВОГи (осколочный боеприпас для подневольного гранатомёта — авт.) попал в багажник легковушки, водитель успел выпрыгнуть на ходу, машина сгорела. Ее обгоревший каркас бойцы оттащили на обочину.
Позиция «Жоры» находится в районе авдеевской промзоны или, как тут ее называют, в «промке». В августе 2014-го ополченцы батальона «Восток» отбили город Ясиноватая у противника, и лишь объявленное в начале сентября первое перемирие не позволило развить успех и на плечах деморализованного тогда противника освободить, как минимум, еще Авдеевку, закрепившись на окраинах города.
Надежно укрывшись за железобетонным мостом, под самым носом врага раскинулся настоящий военный городок со своей казармой, кухней, оружейной комнатой, штабом и прочими необходимыми по штату помещениями. Бойцы умудрились соорудить даже сауну. Удобный сектор обстрела на три стороны, и в случае атаки выкурить отсюда их будет очень трудно.
Помимо военных функций, камеры приносят неплохо доход командованию ВСУ, которые, не скупясь, продают интересные моменты съемок различным медиаресурсам.
Бойцы «Жоры» не раз становились невольными участниками новостных телеэфиров украинских каналов. Недавно украинская БПМ выехала на открытую местность и прямой наводкой, как говорят военные, «разобрала» блиндаж. От огня противника загорелся деревянный настил. Когда бойцы принялись его тушить, начали работать минометы. Пришлось воспользоваться укрытием , но и за время обстрела блиндаж выгорел до основания.
Каково же было удивление военных, когда на следующий день в интернете на одном из украинских ресурсов была выложена видеосъемка явно с камеры наблюдения, установленной поблизости, которую сопровождали восторженные возгласы и причмокивания «патриотов».
«Пользуются своей безнаказанностью. Нам нельзя было отвечать, у нас же «Минск». Мы соблюдаем договоренности и молчим в ответ. А так бы эту «бэху» мы сожгли в считанные секунды. Представь сам, выехала на открытое место и стреляет — прекрасная мишень. Это равносильно тому, что лупить боксера, у которого связаны руки за спиной. Вот такие они герои», - отметил «Жора».
«Жора» со скепсисом относится к возможности наступления ВСУ в ближайшее время. По его мнению, со сменой власти в рядах противника отмечается резкое снижение дисциплины. Все больше приходит данных, что подчиненные откровенно саботируют приказы командиров и даже отказываются идти на передовую.
«Держать армию в боеспособном состоянии длительное время невозможно. Она или воюет, или разлагается. Это аксиома. Третьего не дано. ВСУшники сейчас совершенно не мотивированы, дисциплина очень слабая. В таком состоянии наступление невозможно», - продолжил «Жора».
По словам командира, к линии соприкосновения снова перебросили националистические подразделения «Азова», которые выполняют в основном функции заградотрядов. Они следят в основном за тем, что бы в рядах ВСУ было меньше дезертиров и пресекают возможность массового неповиновения и даже бунтов, предпосылки к которым были неоднократно отмечены разведкой НМ ДНР.
Недавно на участке роты «Жоры» была пресечены вылазка диверсионной группы противника, которая под прикрытием минометного обстрела пыталась обойти их позиции. Противник действовал очень дерзко и рискованно, но тщетно — ДРГ была вовремя обнаружена и огнем из стрелкового оружия оттеснена на собственный заминированный участок. Участь диверсантов была предрешена.
«Жора» приветствует выдачу российских паспортов гражданам ЛДНР, подчеркивая, что именно за интеграцию в РФ поднялись жители Донбасса в 2014 году. Однако, по его мнению, данная мера не способна снизить напряжение на линии соприкосновения:
«У противника огромное количество боеприпасов, которые воруются под шумок обстрелов. А солдатам по большому счету наплевать, кого им прикажут обстреливать — сидящих в окопе сепаров или граждан РФ. Поэтому я не думаю, что что-то изменится. Как обкладывали нас чем можно, так и будут продолжать».
Но плюс, по словам ротного, все же есть. По его мнению, на принявших российское гражданство военнослужащих Народной милиции автоматически будет распространятся законодательство РФ, согласно которому, человек не соблюдающий условия контракта, будет привлекаться к уголовной ответственности.
«У нас сколько таких: подписал контракт на год, попал на «передок» (передовая, линия разграничения — авт.) — тяжело, не так как в фильмах. Все, «ушел в Сочи» (самовольно оставил часть — авт.)) и его никто не ищет. Ну ушел и ушел, значит сэкономили на его зарплате. А так быть не должно».
Солдат в окопах сейчас волнует больше социальная необустроенность, отмечает «Жора». В ДНР до сих пор не принят закон об ополченцах и военнослужащих НМ, дающий социальные гарантии бойцу в случае получения ранения или увечья. Кстати, в соседней ЛНР данный закон был принят еще в 2015 году.
Так же «Жора» считает, что в воюющей республике должна быть призывная армия.
«У нас не принимают закон о воинском призыве, потому что боятся, что разбежится молодежь. Хочу спросить, а кого вы в таком случае собираетесь вырастить? Приспособленца, труса, лицемера, которые привыкли жить за счет других. Это, конечно, «хорошая» логика — пусть другие за меня воюют, а я как-нибудь отсижусь. Но это нам не подходит».