Мало кто знает эту историю. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде произошло очень важное для всего города событие.
355-й день блокады. По всему городу висели афиши: «Большой зал Филармонии, воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг. Шостакович. Седьмая симфония (в первый раз)».
Концерт должен был длиться 80 минут. В это время военное командование блокадного Ленинграда поставила задачу красноармейцам:
«Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!»
Разведка отработала. Были определены цели. Боекомплект выделен с запасом. Ответственным за выполнение задачи был назначен командующий артиллерией 42-й армии генерал-майор Михаил Семенович Михалкин.
Немцы знали о предстоящем концерте и подготовили свои орудия к нанесению точного и массированного удара точно в срок, чтобы убить как можно большее количество людей, пришедших на концерт. Но они не знали о планах командования Красной армии – провести свой, артиллерийский концерт.
И вот, за полчаса до начала концерта заиграла наша артиллерия всеми «скрипками». Удар наносился одновременно по всем вражеским батареям, наблюдательным пунктам и узлам связи, не давая шанса ни одной немецкой пушке «заговорить».
В это время в зале филармонии ничто не напоминало о войне. В воздухе витал запах мирного времени. Зажглись огромные хрустальные люстры. Залы были вымыты до блеска. Только филармония не отапливалась, и зрители уселись в верхней зимней одежде: потёртых гимнастёрках и бушлатах. Поначалу также были одеты и оркестранты. Только Карл Ильич Элиасберг стоял за пультом во фраке и белоснежной рубашке с бабочкой, чем подал пример. Невзирая на лютый холод, все члены оркестра сняли верхнюю одежду и заняли свои места. По всему городу исполнение концерта транслировалось через громкоговорители. И дирижер взмахнул своей палочкой.
Во время концерта, прозвучал сигнал боевой тревоги. В зале были некоторые военнослужащие, которые были вынуждены выдвинуться на позиции. В это время, нарушая правила проведения симфонических концертов, но отдавая дань уважения красноармейцам, Элиасберг остановил игру, и зааплодировал покидающим свои места красноармейцам, зааплодировал весь оркестр.
Много лет спустя после войны два немецких туриста разыскали дирижёра Элиасберга и сказали ему: «Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть».
Культура и традиции всегда была важна для русского человека. Так и в нашем воюющем Донецке. Все театры работают ежедневно, и все билеты раскупаются мгновенно. Что бы попасть на представление, билеты нужно покупать минимум за две-три недели.
Иностранные журналисты тоже обратили на это внимание. На высокий уровень гражданского и культурного сознания нашего общества.
Больше всех был поражён высоким уровнем культуры и гражданской самосознательностью нашей Республики итальянский журналист Джорджио Бьянки. Он решил снять документальный фильм о воюющем Донецке, который назвал «Театры войны». Фильм должен выйти в следующем году.