Зарисовки о «пятнашке»
«Пятнашка» - одно из самых боевых подразделений ДНР. Одно время их считали пожарной командой, бросая на усиление горячих точек. Летом 2015 г. ребята из «пятнашки» практически отбили Марьинку, но последовал предательский приказ оставить село.
«Пятнашку» не зря называют интербригадой, за время боевых действий через горнило подразделения прошло много выходцев из разных стран и континентов, часть из которых обрела на пропитанной кровью земле Донбасса новую родину.
Шварцнегер из «Пятнашки»
Первый раз, когда я увидел Филю в подразделении, подумал, взяли мужичка из жалости, наверное занимается по хозяйству, да ворота открывает на КП. Ростом метра полтора вместе с кепкой, весь какой-то, мне показалось, несуразный, не похож совершенно на бойца.
Второй раз увидел Филю на опорном пункте авдеевской промзоны, в одном из самых опасных мест, где расстояние до противника - в буквальном смысле бросок гранаты. На фоне рослого Мамая Филя смотрелся довольно комично, но с моего лица быстро сошла улыбка, когда бойцы немного рассказали про него. Филя - дончанин, на войне с первых дней. Начинал со Славянска, после прошел много горячих точек. В «Пятнашку» перешел из «Первой Славянской бригады». Говорит, что там стало много уставщины, «а я не люблю маршировать».
Попросил его показать позицию. В подвале разрушенного некогда двухэтажного здания закрепился взвод «пятнашки». Потолочные балки перекрытия укреплены деревянными подпорками, щели заделаны металлическими щитами, а отверстия для ведения огня накрыты защитной сеткой.
По внутренней лестнице поднялись на первый этаж, вернее то, что от него осталось. Накинутый на плечи автомат придал Филе бравый вид, хотя мне не давала покоя мысль, что он с автоматом одного роста. Но это, конечно, не так.
- Вон, видишь, мешки виднеются – это укры, расстояние метров 70, так, что не высовывай голову. Видишь, чуть левее ржавый танк, мы в прошлом году подбили. Так и стоит. Тогда их выехало три, причем с разных мест и утюжить начали так, что я думал, нас похоронят под развалинами. А потом пошла пехота, тогда они еще не были так близко. Ее мы быстро отсекли и с птура один подпалили танк.
Филя клянет неприличными словами все заключенные перемирия. По его мнению, укры настроены воевать и в часы затишья копают ходы в сторону позиций народной милиции, а потом делают очередной опорный пункт. Все это на глазах бойцов, но огонь открывать нельзя. Враг наглеет, а мы терпим - вся суть заключенных перемирий. И вот уже украинская армия стоит почти вплотную к их опорнику. Остался один рывок пехоты, и в случае команды «Х» отбиться будет очень трудно. Бойцы это понимают, поэтому бдительность здесь усилена.
Потом я видел Филю на похоронах Мамая. Тогда на глазах его были слезы, и, переживая волнение, маленький герой поделился воспоминаниями о комбате. И вот недавно встретил его в городе. Служит там же. Поговорить нормально не получилось из-за спешки, но жив чертяка, это главное.
Нормандия-Неман Донбасса
В 2014-2015 годах в рядах «пятнашки» было целое подразделение французов, своеобразный иностранный легион. Сейчас остались только двое : бывший натовский офицер Эрван Кастель с позывным «Алавата» и бывший парижский клерк Себастиан, или просто «Сэба».
«Алавата» - ночной охотник, со своим неразлучным другом СВД частенько пропадает сутками, выискивая жертву. Хотя сам признается, что в работе снайпера главное - сбор информации. Ползком он облазил здесь весь периметр, знает все укромные места, где противник установил секрет, отмечает огневые точки, ну и если представится удобная цель, грех не отработать.
- Сколько раз было, нет его сутки, потом появляется и просит зайти в интернет, узнать, кого он недавно «отработал». Да я сам видел один раз,только кто-то там башку выставил, он его снял одним выстрелом. Потом читаем, двадцатилетний парень, но это война, - рассказывает Филя.
«Алавата» называет себя «русским бретонцем» и не собирается возвращаться во Францию.
- Франция полностью под властью международных коропраций и не проводит больше собственную политику, ни внешнюю, ни внутреннею. Здесь, на Донбассе люди отстаивают свои идеалы, свой исторический путь и не хотят жить по правилам глобалистов. Поэтому я здесь, это мой протест против нового мирового порядка, который уничтожает сейчас страны с высокой культурой. Противостоит этому злу сейчас только Россия. Она является оплотом традиционализма во всем мире, - сказал «Алавата».
Антифашист-антиглобалист на ломаном русском представляется «Сэба». На Донбассе он четыре года, и приехать сюда его побудили схожие с «Алаватой» мотивы. Солдатские навыки вчерашнему клерку давались очень тяжело. Признается, что представлял войну другой, получит оружие и вперед - стрелять врага. А тут основную массу времени приходится таскать мешки и рыть окопы. А после обстрелов повторять процедуру заново, восстанавливая поврежденные участки. Или весной и осенью чистить окоп от грязи. Но упертый характер и поддержка товарищей сделали из него закаленного солдата. И бойцы «Сэбу» хвалят.
По словам французов, СБУ передала их данные в интерпол и правоохранительные органы Франции. Теперь на родине им грозит уголовное преследование, но это их не сильно смущает.
- Я считаю Донбасс второй родиной и хочу здесь остаться жить после войны, - делится планами «Сэба».
«Русские не сдаются»
Есть в «пятнашке» подразделение выходцев с Северного Кавказа. Основная часть приехала с Мамаем, но одна группа успела повоевать на луганском направлении.
- Меня укропы под Луганском хорошо запомнили. Летом 2014 г. в Лутугино мы отбили у них завод, а там техника, танки, все бросили и убежали. У нас отряд назывался «Святой Георгий»,- рассказывает колоритной наружности боец с позывным «Амиго».
Здесь они тоже успели себя достойно зарекомендовать и жалуются, что не дают воевать. Их позиция основательно врыта в цепь холмистых возвышенностей, и выбить оттуда будет сложно даже авиации.
Как-то ребята с северного Кавказа переругивались с противником и предложили им сдаться. На что ВСУшники вывесили баннер «русские не сдаются».
- Мы тогда немного смутились. Мы тут все воюем за Россию и считаем себя тоже русскими. Посмеялись, конечно,- рассказывает «Акелло», бородатый парень в большой шляпе .
Как говорил Лев Николаевич Гумилев, «когда украинец умнеет, он становится русским». Последние тридцать лет украинизации малороссийского населения так и не смогли вытравить русское сознание из людей до конца. Этническое самоощущение у ребят по ту сторону фронта не утрачено, а значит, у нас остаются неплохие шансы вернуть часть здравомыслящих людей в ментальное пространство русской цивилизации.
Примерно через месяц на этой позиции трагически погиб герой ДНР комбат «Пятнашки» Олег Мамиев. Он охотно давал интервью, но не очень любил, когда его снимали на переднем крае. «Ты лучше бойцов снимай больше», говорил Олег иногда, попадая в объектив камеры. Сейчас жалею, что мало снимал его во время совместных с ним поездок, как говорят военные «на передок».
Вечная память герою.