Угроза атак на российские АЭС вполне реальна
Накануне директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин заявил СМИ, что британская разведка MI6 готовит украинские диверсионные группы для совершения провокаций на российских атомных электростанциях. Как считает военный аналитик Алексей Анпилогов, эта угроза вполне реальна и осуществима.
«Я могу привести примеры, когда западные спецслужбы, прежде всего британская MI6, ведут подготовку украинских диверсионно-разведывательных групп», — сказал Нарышкин. По его словам, в планы этих ДРГ входит «проведение провокаций» на российских АЭС. Напомним, в 2023-м русским спецслужбам не раз удавалось обезвреживать украинские ДРГ, нацеленные на наши АЭС. В сентябре 2023-го в ходе Восточного экономического форума президент РФ Владимир Путин сообщал, что в ходе боя на территории России ФСБ захватила в плен членов украинской ДРГ, чьей задачей было подорвать ЛЭП, ведущие к Курской АЭС. По словам Путина, они готовились под руководством британских инструкторов.
По этому поводу власти РФ заявляли, что планы Киева (и стоящего за ним Лондона) совершить диверсии против атомных станций нужно квалифицировать как «ядерный терроризм». По словам военных экспертов, сегодня ВСУ хоть и выдохлись, но подлостей разного уровня от них стоит ожидать множество. Так, в этом году под угрозой окажутся российские мосты, тоннели, нефтебазы и другие объекты инфраструктуры, которые станут целями для украинских диверсантов. Такие ситуации будут и на фронте, и в тылу, и к ним стоит серьезно готовиться.
Кстати, буквально накануне в СМИ появились подробности уничтожения группы полковника ГУР Украины Олега Бабия. По данным спецслужб, именно он руководил диверсантами, атаковавшими аэродром базирования стратегической авиации ВКС РФ на Брянщине. Ликвидировали Бабия русские бойцы в ходе противодиверсионной операции на территории России. В Киеве отметили, что Бабий и его группа попали в засаду.
Как считает военный эксперт, директор аналитического центра «Основание» Алексей Анпилогов, сегодня АЭС имеют массу уязвимых мест, о которых прекрасно знают украинские диверсанты.
«В этом плане недооценивать противника ни в коем случае нельзя. Любая атомная станция — это технически очень сложное сооружение, с массой уязвимых мест. Они вполне подвержены внешнему воздействию, могут быть повреждены, выведены из строя или уничтожены различными способами. Цель операций против АЭС — создать серьезные угрозы безопасности России и ее гражданам, — отметил Анпилогов. — Да, значительная часть потенциальных угроз может быть учтена еще при проектировании станции. Поэтому даже в случае диверсии АЭС вряд ли выйдет на какие-то запредельные уровни работы, как это было в Чернобыле или на Фукусиме. Но террористическая атака все равно может привести к нарушению ее работы и даже к временной остановке АЭС».
В этом случае неизбежно придется чем-то жертвовать, например, производством электроэнергии, отметил аналитик.
«При нанесении серьезного ущерба инфраструктуре АЭС придется заглушить, чтобы не допустить катастрофы с разрушением конструкций или радиационной аварией. Именно в таком варианте в 2023-м развивались события вокруг Запорожской АЭС: на нее были неоднократные попытки диверсионных нападений, террористические обстрелы из РСЗО и артиллерийских систем. Все это вынудило руководство станции сначала перевести АЭС сначала в режим «горячего останова», а затем фактически заглушить реакторы, оставив в рабочем состоянии только один. И то — на мощности, которой хватает лишь на поддержание работы систем самой АЭС», — указал эксперт.
С другой стороны, продолжил Анпилогов, АЭС — это инженерное сооружение, которое проектировалось с расчетом на запредельные сценарии, в том числе с расчетом на возможные террористические атаки.
«Один из сценариев таких атак — этот вывод из строя распределительных устройств, которые связывают станцию с внешним миром. Эти «буферы безопасности» сделаны с расчетом на то, что, если что-то случилось на станции, то она может получать энергию извне. И как раз невозможность получать энергию извне стала причиной аварии на АЭС «Фукусима» в Японии. Тогда реакторы перегрелись, в них началась паро-циркониевая реакция, что и привело к аварии, — напомнил эксперт. — Повреждение линий электропередач, ведущих к АЭС и от нее, вынуждает атомщиков глушить реакторы. Как следствие, пропадает нагрузка, станция перестает выдавать мощность в общую сеть, и это может привести к «веерным» отключениям, когда один за другим «падают» крупные сегменты электросетей».
Анпилогов напомнил — за время проведения СВО украинские диверсанты несколько раз пытались вывести из строя линии электропередач, ведущие к Курской АЭС.
«Только действия ФСБ РФ и других спецслужб предотвратили катастрофу, а сами диверсанты были задержаны. Еще один неприятный момент, вытекающий из нынешней политики киевского режима — возможность использования против российских АЭС дальнобойных ракет западного производства. Это тяжелые крылатые и баллистические ракеты, такие как британские Storm Shadow, французские SCALP G и американские ATACMS. Использование таких средств поражения по инфраструктуре наших АЭС — распределительным устройствам, хранилищам отработанного ядерного топлива, охладительным бассейнам — это вполне реальная угроза».
По его мнению, в случае их реализации это будет уже открытый ядерный терроризм со стороны Киева. Он в любом случае поставит Украину вне закона и сделает возможными любые ответные меры со стороны России с целью купировать эту угрозу.