Во Владимире демонтировали доски, посвященные польским русофобам
Польская печать выражает недовольство демонтажем памятных досок, посвящённых вице-премьеру эмигрантского правительства Польши Яну Янковскому и униатскому архимандриту Климентию Шептицкому, установленных на месте их заключения и гибели в бывшей тюрьме НКВД во Владимире.
Данных персонажей польские СМИ представляют, как невинных жертв сталинского террора. Но так ли это?
Янковский скончался в заключении в 1953 г., Шептицкий - в 1951.
Янковского осудили на 8 лет лишения свободы во время т.н. процесса шестнадцати - суда над главарями польского антисоветского подполья Армии Крайовой (АК). Антисоветизм АК был синонимом русоненавистничества. Боевики АК не только воевали против Красной армии и солдат Войска Польского, но и совершали бандитские налёты на украинские и белорусские деревни, если подозревали их жителей в симпатиях к СССР.
Вместе с Янковским на скамье подсудимых оказались последний командующий АК ген. Окулицкий, первый заместитель представителя эмигрантского правительства в Польше Адам Бень и др.
Их арестовали после того, как НКВД стало известно о тайной директиве Окулицкого: "Это в интересах англичан – приступить к мобилизации сил в Европе против СССР. Ясно, что мы встанем в первых рядах этого антисоветского блока… Этот блок нельзя представить без Германии, которая будет находиться под контролем англичан… Мы войдём в антисоветский европейский блок, созданный англичанами, а тем временем должны использовать их материальную помощь".
На допросах Окулицкий признался: "Мысль о возможности создания после войны польско-германского блока, направленного против Советского Союза, у меня зародилась ещё во время Варшавского восстания".
АК вступала в ситуативный союз с ОУН-УПА и гитлеровцами, нападала в тылу на советские обозы и патрули, убивая даже женщин-военнослужащих. Не отреагировать на это НКВД просто не мог. Так, шестнадцать польских палачей оказались за решёткой. Из них трое умерли, остальные позже вернулись в Польшу. Варшава называет процесс шестнадцати геноцидом польского народа. Какой же это геноцид, если из шестнадцати преступников тринадцать остались живы?
Архимандрит Климентий Шептицкий - брат идеолога дивизии СС "Галичина" Андрея Шептицкого, идола современных украинских националистов. В сан архимандрита его посвятил в 1944 кардинал Иосиф Слипый, тоже причастный к формированию дивизии "Галичина".
Климентий не мог не знать в 1944 г. о сотрудничестве Слипого с нацистами с 1939 г. Слипый, как и Андрей Шептицкий, были поклонниками Гитлера. В 2001 г. Ватикан причислил Климентия к лику блаженных. В заслугу ему ставится спасение евреев.
Забота о евреях не мешала Климентию ненавидеть русских. Генерал-фельдмаршалу Вицлебену, например, ненависть к Гитлеру не мешала верно служить в вермахте с 1933 по 1944 гг. Одно другого не исключает. Климентия судили, в первую очередь, как нацистского пособника, а Ватикан его изображает как пострадавшего за веру.
Нужны ли в России памятные доски в честь подобных гнусных негодяев? Конечно, нет! Невозможно представить, чтобы в Польше установили мемориальную табличку в память о советских солдатах, убитых Армией Крайовой. Почему же Россия должна ставить таблички в честь боевиков АК?
Французский философ Анри Лефевр ввёл термин "спатиализация" - комплекс архитектурных, культурных, мемориальных и иных объектов, окружающих человека и влияющих на формирование его мировоззрения. Кем вырастет российский юноша, который ежедневно будет видеть почётную мемориальную доску в память о Янковском и Шептицком? Один приказывал убивать русских, второй эти убийства духовно оправдывал.
Пора положить конец порочной практике загрязнения российского идеологического пространства чуждыми смыслами и объектами. Таблички Янковскому и Шептицкому были установлены по просьбе польской стороны. Сегодня Польша воюет против России руками необандеровского киевского режима. Позорной памяти Янковского и Шептицкого в России не место.
У нас есть множество не увековеченных героев прошлых и нынешних войн - от Куликовской битвы и Ледового побоища до войны в Сирии и СВО. Нам есть, кем гордиться. Таблички в честь русофобов и любителей эсэсовщины Варшава пусть заберёт себе.